ВИДЕОПЕРЕХВАТ
30.11.2019


Александр Дюков
Историк
Источник №13

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Владимир Бычковский,
Леонид Соколов,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
Johans Ko,
Константин Рудаков,
Сергей Леонидов,
Владимир Иванов,
Сергей Радченко,
Савва Парафин,
Юрий Васильевич Мартинович,
Kęstutis Čeponis,
Антон Смулько
Документальный фильм «Источник №13» посвящён деятельности советской разведки на территории Прибалтики в предвоенные годы и в начальный период Второй мировой войны. При создании фильма использовались материалы книги известного российского историка Александра Дюкова «Протекторат Литва».
Александр Дюков:
— Это фильм о деятельности Ковенской резидентуры советской внешней разведки и о ее главном и самом ценном источнике — начальнике криминальной полиции округа Каунас Пятрасе Витульскисе. Человеке, который 16 лет сотрудничал с советской разведкой — и изменил судьбу Литвы.
Проект создан в рамках документально-просветительских видеолекций по истории противостояния советских разведчиков нацистским спецслужбам «Источник №13»
Александр Дюков:
— Это фильм о деятельности Ковенской резидентуры советской внешней разведки и о ее главном и самом ценном источнике — начальнике криминальной полиции округа Каунас Пятрасе Витульскисе. Человеке, который 16 лет сотрудничал с советской разведкой — и изменил судьбу Литвы.
Проект создан в рамках документально-просветительских видеолекций по истории противостояния советских разведчиков нацистским спецслужбам «Источник №13»
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Александр Филей
Латвийский русский филолог
Джордж Блейк, герой эпохи


Игорь Гусев
Историк, публицист
«Курляндский котёл». Немцы, сражавшиеся на стороне Красной Армии (Часть 2)


Игорь Гусев
Историк, публицист
«Курляндский котёл». Немцы, сражавшиеся на стороне Красной Армии


Александр Филей
Латвийский русский филолог
Вопросы Александру Дюкову
Комментарии
№1 unknown
30.11.2019
07:09
Фильм « №13» посвящён деятельности советской разведки на территории Прибалтики в предвоенные годы... Название лихое. Для тех, кто НЕ знает что Прибалтика стала частью СССР.
Естественно, масса народа не знает зачем нужна была разведка на своей территории...
Уникальный фильм.
Мало того, что разведка была расстреляна ДО войны
( своими - не врагами -гитлеровцами ),
так оказывается БЫЛИ героические действия на своей же территории СССР!
Потрясающие открытия.
Спасибо Дюкову.
Якобы документальный фильм уровня якобы
документального фильма Гапоненко
где демонстрировался памятник Победы ( некоторые его обзывают
памятником Освободителям - ну да освободили от собственности, семьи, Родины,
отправили в сталинские лагеря смерти и расстреляли ),
который УЖЕ взорвали и он УЖЕ рухнул...
Счастливого просмотра всем любителям исторических фэнтэзи!
№3 Сергей Леонидов
→ unknown ,
30.11.2019
08:58
Прибалтика стала частью СССР в 1940 г. Предвоенные годы на этой земле продолжались с 1920 до 1941 г. Если вы считаете, что все предвоенные годы Прибалтика являлась территорией СССР, то вам нужно учить либо историю, либо арифметику.
№5 Сергей Радченко
→ Сергей Леонидов,
30.11.2019
09:27
Единственная наука способная помочь данному господину это психиатрия и трудотерапия.
Одного не пойму.Почему он не написал о Берии,насиловавшего бедных прибалтов и складывавших их трусы в сейф?Ведь сейф Берии просто ломился от трусов Каунасской швейной фабрики!
№7 unknown
→ Сергей Леонидов,
30.11.2019
10:47
Ну займёмся истЕрической арифметикой.
Итак якобы ПРЕДвоенные годы были с 1920 года.
Якобы.
Да только с 1920 года по 1933 год НЕ было гитлеровских спецслужб.
Поскольку Гитлер только в 1933 году и пришёл к власти.
Так что о СОтрудничестве сталинских и гитлеровских спецслужб
можно говорить, болтать ЛЮБЫЕ сказки -
нету открытых архивов на ЭТУ тему.
Зато всем известен совместный ПАРАД после оккупации Польши.
Они ( Гитлер и Сталин ) были СОтоварищами в славном победном походе
на Польшу.
Вот о чём надо рассказывать деткам - КАК сталинские и гитлеровские гестапы СОтрудничали.
№15 Юрий Васильевич Мартинович
→ Сергей Леонидов,
30.11.2019
12:15
Он просто не видел предмет разговора. Для него предвоенные годы, это с осени 1939-го по июнь 1941 года.
№6 Владимир Иванов
→ unknown ,
30.11.2019
10:14
№16 Владимир Иванов
→ Андрей Жингель,
22.11.2019
09:36
Уважаемый одноклубник. Я несколько раз приводил ссылку на фильм с ютуба на лат.языке (с русскими субтитрами) про "оккупацию Латвии". Там сидят пожилые люди (латыши) и рассказывают, что все радовались солдатам Красной Армии. Рубикс снял.
Все эти демонстративные страдания от "оккупации" — требования современной латышской попаганды. Кто-то сейчас недоволен "оккупацией", а его предки прыгали от счастья, когда с них кредиты списали и дали работу.
-----
Вам дать ссылку на ютуб?
№8 unknown
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
10:58
1 - формально оккупации НЕ было. ( Юридически Сталин сделал всё грамотно -
якобы народ проголосовал за вхождение в СССР)
2 - а фактически действия новой власти были действиями оккупантов.
Так 14 июня 1941 года неповинных граждан СССР
вывезли в сталинские лагеря смерти, где и расстреляли.
Расстреляны -
Гротс Екабс 17 6 1942 в лагере смерти Усольлаг
Гринбергс Янис 9 6 1942 в лагере смерти Усольлаг
Кладниекс Янис 6 4 1942 в лагере смерти Вятлаг
Клявниекс Карлис 10 4 1942 в лагере смерти Усольлаг
Кривенко Иван 9 4 1942 в лагере смерти Усольлаг
Кукурс Алфред 10 4 1942 в лагере смерти Усольлаг
Меднис Петерис 11 5 1942 в лагере смерти Усольлаг
Милбергс Готфрид 17 6 1942 в лагере смерти Усольлаг
Пециньш Аугустс 17 5 1942 в лагере смерти Усольлаг
Рипке Николай 5 11 1942 в лагере смерти Краслаг
Естественно, только сейчас и можно оценить ДЕЙСТВИЯ советских оккупантов в полной мере.
И Рубикс - как коммунист НИКОГДА не признает что это были УБИЙСТВА мирных советских граждан.
№11 Владимир Иванов
→ unknown ,
30.11.2019
11:49
Бывших легионеров СС Летланд не растреляли. Отсидели и вышли.
А этих расстреляли, интересно за что.
Но я о другом. Были нищими с долгами банку. Пришел Союз, долги простил, работу дал. Понятно, что не всем понравилось. Но большинство было радо.
Фиоьм посмотрите. Там на латышском. Или все 15 старых латышей врут?
№19 unknown
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
12:50
Разве я говорил что-то про легион Ваффен СС?
Ни слова. Ну так зачем перескакивать на СС?
Я просто фиксирую внимание читателей, что архивы СС, гестапо и
гитлеровских спецслужб были ТАЙНОЙ ВСЕ годы СССР.
И ныне остаются тайной.
Потому всякие дюковы могут нам вешать лапшу немерянными тоннами и километрами.
Есть банальный архив Латвии.
И дела расстрелянных в лагерях смерти СССР.
Вот и пора открыть их и почитать - за что был РАССТРЕЛЯН
Вежниекс Оскар 12 5 1942 года в Усольлаге
Блумбергс Еремей 17 6 1942 в Усольлаге
Калниньш Максис 7 4 1942 в Усольлаге
Ратниекс Конрадс 9 6 1942 в Усольлаге
Сникерис Вилис 6 4 1942 в Усольлаге
Силарс Янис 11 5 1942 в Усольлаге
Емельянов Никита 12 5 1942 в Усольлаге
дело 17124 и P-7758*
Что здесь важно - достать фотографии и сделать простой сайт -
ИХ расстреляли. За то, что БЫЛИ.
Просто дышали , просто жили.
Ни в какой разведке не служили, не были сотрудниками спецслужб
и не воевали ни в Красной армии, ни в гитлеровской.
№28 Владимир Иванов
→ unknown ,
30.11.2019
14:06
Боюсь, Вы не поняли.
За службу в легионе СС Летланд Сталинский режим ге расстреливал.
А этих людей расстреляли. Т.е. с т.з. Сталинского режима у них была более серьезная вина.
И раньше было много ручного труда. Поэтому старались не расстреливать, а чтобы зек работал. Т.е., повторюсь, тогда считали, что у них была очень серьезная вина
№51 unknown
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
21:53
У них не было НИКАКОЙ вины.
Их без суда посадили в вагоны и отправили помирать в Сибирь.
Звейниеце-Купча просто умерла 11 9 1941 года
а Звейниекс-Купчс Фредис расстрелян 8 4 1942 года в Усольлаге
Мушке Инта померла 21 1 1942 года в Новосибирской области
Мушке Юлиус расстрелян 7 4 1942 года в Усольлаге
Апсите Отлилия померла 14 6 1941 года в Новосибирской области
Апситис Карлис расстрелян в Усольлаге 11 6 1942 года
Арая Анна померла в 1943 году в Новосибирской области
Арайс Янис расстрелян в Усольлаге 15 5 1942
Миезите Эмилия померла 16 8 1954 года в Новосибирской области
Миезитис Арнольд расстрелян в Усольлаге 9 6 1942 года
Калснава Зелма померла 15 2 1944 года в Новосибирской области
Калснавс Юрис расстрелян в Усольлаге 18 5 1942 года
И так далее - в пору делать СВОЙ ПАМЯТНЫЙ ПОЛК расстрелянных и убитых
мирных граждан СССР.
№53 Серафим Новичок
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
22:18
Кто считал и как. - Повивальный дедка "Ат манды" Маврик Вульфсон всех своих соседей выслал. - Комсомольская ныцытива...
№18 Юрий Васильевич Мартинович
→ unknown ,
30.11.2019
12:43
Народ Латвии не якобы голосовал, а действительно голосовал, а самые активные были те, кого выпустили из переполненных латвийских тюрем. Если бы Сталин что то "сделал грамотно", то была бы и Австрийская Советская Социалистическая республика.
№20 unknown
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
12:52
ага - и Путин эту фишку повторил с Крымом. Знаем. Проходили.
№24 Юрий Васильевич Мартинович
→ unknown ,
30.11.2019
13:27
Если бы знали, не позволяли бы себе "брызгать" этой чушью.
№54 Johans Ko
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
23:27
Еще лет двадцать назад, я считал ничтожно малым число людей, которые искренне верили, что при советах решения принимались народным голосованием.
Я и представить не мог, что есть люди которые искренне верили, что 99% реальный результат честного голосования
№9 Vitjok's Vecais
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
10:59
Cerams radīsies jums iespēja по будоражится - Пакт политической цензуры
«Дилетантские чтения» не состоятся в Государственном историческом музее из-за «неоднозначной» обложки
Государственный исторический музей 28 октября за два дня до мероприятия отменил очередные «Дилетантские чтения», темой которых должен был стать пакт Молотова—Риббентропа в 1939 году. В музее объяснили, что руководство не согласно с ее подачей в ноябрьском номере журнала «Дилетант». На этой неделе столичный магазин «Молодая гвардия» отказался его продавать из-за вынесенной на обложку карикатуры, на которой Иосиф Сталин и Адольф Гитлер изображены женихом и невестой.
В музее изданию «Подъем» заявили, что руководство посчитало «несколько тенденциозным» характер, с каким подается информация об этом историческом событии. Кроме того, в музее не хотят «будоражить общество такими настроениями».
№10 Марк Козыренко
→ Vitjok's Vecais,
30.11.2019
11:05
На этой неделе столичный магазин «Молодая гвардия» отказался его продавать из-за вынесенной на обложку карикатуры, на которой Иосиф Сталин и Адольф Гитлер изображены женихом и невестой.
И правильно сделали. Оскорбительную для всей нации грязь нечего пускать в массы, будоража публику. Морда лица ведь не казённая, а потерпеть её убыток за такую мерзость очень и очень просто.
№16 Mr. Voland
→ Vitjok's Vecais,
30.11.2019
12:16
Правильно, ничего Васяткам рассказывать как с нацистами дружили, как Вермахт с каждым успехом поздравляли. Лучше им головы набивалть с тем, как им все по жизни должны и как диды под Сталинградом на месте поганых пиндосив воевали, пока те отсиживались. Прочем Солнцеликий уже всё обяснил - если сотрудничить с нацистами вигодно, то надо с ними сотрудничить и точка.
№55 unknown
→ Владимир Иванов,
01.12.2019
08:11
Вы тут врёте. Работу отобрали, Родину отобрали, собственность отобрали, семью отобрали, Жизнь отобрали.
КТО?
Советские оккупанты.
Кого?
Мирных советских граждан.
Когда?
В МИРное время?
За что?
А ни за что. Просто пришла деректива - выслать 15000 и поехали советские граждане
помирать в Сибирь.
И померли.
Лукстиня Паулиня умерла 20 10 1941 года дело 17219 страница 580 сборник Высланные ( Aizvestie )
Андерсонс Эрнест расстрелян в Севураллаге 4 8 1942 года дело 17219
Антонс Николай умер в Вятлаге 14 6 1941 года дело 16717 страница 615 сборник Высланные ( Aizvestie )
Апсис Екабс умер в Вятлаге 17 6 1943 дело 16511 страница 140 сборник Высланные ( Aizvestie )
Апсе Гриета умерла в Тасеевском районе в начале 1946 года страница 140 сборник Высланные ( Aizvestie )
Апситис Карлис расстрелян в Усольлаге 11 6 1942 года дело 17372 страница 512 сборник Высланные ( Aizvestie )
Апсолонс Арнольд умер в Вятлаге 3 5 1942 года страница 565 сборник Высланные ( Aizvestie )
Аркис Эдуард умер в Вятлаге 3 5 1942 года дело 12304 страница 341 сборник Высланные ( Aizvestie )
Асарс Янис расстрелян в Усольлаге 7 4 1942 дело Р-6560 страница 649 сборник Высланные ( Aizvestie )
...
список очень большой.
Достаточно сходить в городскую библиотеку и посмотреть эту большую книгу сборник Высланные ( Aizvestie ) - не надо даже заказывать.
15 424 персоны.
Не надо даже в архивы бегать.
Более того сам сборник можно скачать с интернета. ( формат pdf )
Всё просто и понятно - и не требуется иметь доступ в архивы разведок -
формально высылали.
Фактически высылали на СМЕРТЬ. Мужиков - сразу в сталинские лагеря смерти,
детей и младенцев с мамашами - на медленную мучительную смерть.
Конечно есть воспоминания.
В той же Рижской городской библиотеке лежат 2 тома Дети Сибири.Можно даже
не брать домой - полистайте книги, вчитайтесь в тексты выживших -
общая канва - мы выжили потому что воровали зерно.
А те кто не смог своровать ( в деревне!) чего можно пожрать -
те сдохли
и не оставили воспоминаний.
№13 Юрий Васильевич Мартинович
→ unknown ,
30.11.2019
12:02
Критиковать невиданное? Маразм!
№21 unknown
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
12:53
Так под видом критики удобнее САМОрекламу ставить.
Якобы критика - а на деле - САМО РЕКЛАМА.
№56 unknown
→ unknown ,
01.12.2019
08:14
Зачем делать фильмы если можно написать 1 строку - и войти в Историю?
№2 unknown
30.11.2019
07:25
Документальный фильм «Источник №13» посвящён деятельности советской разведки на территории Прибалтики в предвоенные годы и в начальный период Второй мировой войны.
При создании фильма использовались материалы книги известного российского историка Александра Дюкова «Протекторат Литва».
Проект создан в рамках документально-просветительских видеолекций по истории противостояния советских разведчиков нацистским спецслужбам «Источник №13»
===========================================================================
Кого мы видим в кадрах якобы документального фильма про РАЗВЕДКУ?
( По определению это ТАЙНЫЕ спецслужбы - нацистов и коммунистов -
доступ в те годы был ограничен десятком персон,
а в наши годы вообще доступа ни у кого нет - архивы были закрыты и уничтожены ).
А Дюкова, Симиндея и ешё тройку ныне живущих публицистов.
Естественно, в фильме НЕТ никаких суперОткрытий -
просто реклама себя - мол, мы сбацали фильмец -
Ваше дело верить нам на слово.
Документов не будем публиковать,
фотографий шпиёнов ( пардон, разведчиков ) тоже не выставим,
мы даже не расскажем о судьбе героев разведки,
героически сражавшимися на территории СССР
с гитлеровцами...
Понятно почему - а не было ЭТИХ подвигов.
Были простые солдатики, 14 июня 1941 года пришедшие в мирные дома мирных советских граждан, погрузившие их в скотские вагоны
и отправившие их на СМЕРТЬ.
Мужиков сразу в сталинские лагеря смерти,
женщин, детей и младенцев просто в Сибирь.
Где они массово и перемёрли от голода и холода.
Спасибо Красной Армии!
И где тут подвиги советской разведки?
А нету.
№57 unknown
→ unknown ,
01.12.2019
08:15
Читаем книгу РАССтрелянная разведка. Есть в сети.
№4 Сергей Радченко
30.11.2019
08:59
Неплохой фильм.Забористый))))))))
№30 Vitjok's Vecais
→ Сергей Радченко,
30.11.2019
14:38
Забористый (c) Радченко
Типа на заборе писанный?
№12 Константин Рудаков
30.11.2019
11:51
А ведь интересно сняли и актерская игра хорошая. Даже не ожидал.
№14 Юрий Васильевич Мартинович
→ Константин Рудаков,
30.11.2019
12:11
Начал смотреть довольно скептически, но досмотрел с большим интересом. Узнал и много интересного. Особенно интересны такие факты, о ведении переговоров литовских спецслужб с официальными лицами Германии от имени Литвы о желании стать протекторатом фашистской Германии, о том, что состав литовской полиции до 1940 года и после 1941 года остался прежним. Отсюда и большие жертвы среди евреев, циган, коммунистов и военнопленных. Ну а вишенка на торте оказалось нежелание современных литовских властей судить военного нацистского преступника депортированного из США.
№17 Владимир Иванов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
12:27
Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка.
Ы
№25 Юрий Васильевич Мартинович
→ Владимир Иванов,
30.11.2019
13:30
Я рад, что Вам не понравился только этот сущий пустяк. Спасибо.
№22 Борис Бахов
30.11.2019
13:20
Кто просмотрел фильм - этого Пятраса шлёпнули его хозяева или нет? Награда нашла иуду? Остальное не интересно.
№26 Юрий Васильевич Мартинович
→ Борис Бахов,
30.11.2019
13:33
Иуду? То есть все, кто служил до 1940 года, а потом в том же составе продолжили служить и фашистам, - вполне порядочные люди? Я не врач, чтобы ставить диагноз, но серьезные нарушения налицо.
№27 Борис Бахов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
13:57
Начальник криминальной полиции должен служить народу, который доверил ему защищать от бандитов и воров. При любом режиме. А вовсе не заниматься шпионажем в пользу врагов своего государства.
№29 Юрий Васильевич Мартинович
→ Борис Бахов,
30.11.2019
14:07
Проясните, пожалуйста, с позиции начала 1940 года, кто был враг Литвы, фашистская Германия или СССР? Это во-первых. Во-вторых, кто больше служил интересам своего народа, Сметона, который через посредство своих спецслужб вел переговоры с фашистской Германией, о протекторате, или Витульскис, который не хотел этого союза и пытался этому помешать.
№32 Kęstutis Čeponis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
15:21
---Проясните, пожалуйста, с позиции начала 1940 года, кто был враг Литвы, фашистская Германия или СССР? Э----
А вы как думаете? :)
P.S. В Литве жили не дураки - литовцы прекрасно понимали, что Литве и литовцам несет Российсская империя, к тому же еще и перекрасившаяся в большевистские цвета.
И жизнь показала "ху из ху" - от рук немцев погибло за всю войну несколько сот литовцев, а от рук большевиков только до войны и во время Великого Литовского Восстания 22 -28 июля 1941 г. погибло почти 20 000 литовцев.
А позже во время войны и в первые годы после войны еще несколько сотен тысяч (включая и литовцев Малой Литвы).
№38 Юрий Васильевич Мартинович
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
17:38
Не говорите за всех литовцев, у Вас для этого нет никаких полномочий.. То, что Вы пишете прежде всего свидетельствует о том, что Литва воевала на стороне фашистской Германии. Не надо врать, а сколько погибло во время войны от рук литовцев Вы не считаете. Немцы же не станут убивать своих, кто выполняет всю черную работу. Это более сотни тысяч погибших. Не понимаю, какое может быть восстание во время фашистской оккупации.
№44 Kęstutis Čeponis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
19:43
---Не говорите за всех литовцев, у Вас для этого нет никаких полномочий..----
Я и не говорю - просто излагаю статистику.
----То, что Вы пишете прежде всего свидетельствует о том, что Литва воевала на стороне фашистской Германии.-----
Вообще, именно так и было - по крайней меры до 5 августа 1941 г.
Во первых, СССР всегда и однозначно с момента оккупации Литвы летом 1940 года и до конца СССР в августе 1991 г. считался у Литвы врагом Но.1 (вытеснив из этого места Польшу на 2-е место, и отодвинув Германию на 3-е место).
Литовцы немцев повсеместно встречали как своих союзников, освободителей и спасителей.
Литовское Правительство во время Великого Литовского Восстания 23-28 июня 1941 года восстановило де юре и де факто Независимость Литвы.
23 июня в 9 час. 28 мин. (по литовскому времени) об этом было официально обьявлено и Литве, и миру по Каунасскому Радиофону.
Кроме того, 23 июня Литва официально обьявила войну СССР, а Германию признала своим военным союзником в этой войне с большевиками.
P.S. Если бы не война, то большевики успели бы уничтожить или угнать в Сибирь не свыше 20 000 литовцев, а в 10 раз больше. Списки уже были подготовлены и их нашли, когда повстанцы захватили разные учреждения НКВД и ОГПУ.
Это только совковая пропаганда вам пыталась внушить обратное.
За всю войну от немцев погибло примерно около 300 литовцев.
В основном они погибли при ответных карательных акциях немцев - в самом начале войны, когда красные расстреляли группу немцев (Аблинга), после нападений красных диверсантов на немецкие войска (Пирчюпис), а также, когда Литовская Добровольческая Армия отказалась воевать под командованием немецких офицеров летом 1944 г., и гестапо в отместку расстреляло группу литовских офицеров.
Конечно, не считаю большевиков и их пособников, агентов, диверсантов - этих литовцы сами ловили и расстреливали или сдавали немцам.
Однако Гитлер испугался, что литовцы слишком воинственно настроены - и Литва хочет быть воспринимаема и практически, и официально, как независимое государство, союзник Германии в войне с СССР, наподобие Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии...
Поэтому Германия, по приказу Гитлера, отказывалась признавать Восстановление Независимости Литвы и ее Правительство.
И отношения Литвы с Германией все портились, пока 5 августа 1941 г. Литовское Правительство, под нажимом немецкой военной администрации, остановило свою деятельнось, заявив что снимает с себя всю ответственность за деяния германских властей на территории Литвы.
С этого момента литовцы перестали считать Германию своим союзником в войне с СССР, и воевали самостоятельно и с большевиками, и с поляками из АК.
--------------------------------------------
После войны в СССР вынашивались планы сослать в Сибирь всех литовцев - как это сделали с крымскими татарами, чеченцами, ингушами и др.
Еще летом 1945 г. Суслов на совещании высшего партактива откровенно сказал Снечкусу (1-ому секретарю Лит. КП) и членам ЦК, что Литва будет - но без литовцев.
Таков приказ Сталина. Это задокументированно.
Но советам просто не хватало и вагонов, и войск НКВД, и других ресурсов - ведь после WW2 с красными очень активно воевала вся Западная Украина (например, там с УПА (около полумиллиона партизан и их помощников) воевали две войсковые армии красных, не считая войск НКВД и МГБ), Литва (100 тысяч партизан), Латвия (60 тысяч партизан), Эстония (30 тысяч партизан), Крым, Северный Кавказ, даже в Средней Азии и Туве тоже началиь бунты и восстания, поэтому каждый год высылали по несколько десятков тысяч литовцев.
На большее просто не хватило ресурсов.
В 1953-54 году планировали особенно масштабное выселение литовцев, но Сталин умер, а Берия резко сменил политический курс - он даже вел переговоры со схваченным командиром Литовской Армии Свободы - партизанским генералом Жямайтисом.
Известно, что Берия ему предлагал такой вариант - Литва будет независимой, но в статусе, аналогичном Польше.
Берию сменил Хрущев, который массовые репрессии тоже не возобновил, а наоборот - обьявил партизанам амнистию в 1955 г..
Многие литовские партизаны тогда прекратили вооруженную борьбу, однако некоторые отряды и партизаны отказались сложить оружие, а последние воевали с СССР до 1969 г.
№33 Борис Бахов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
15:28
Врагами были и Германия, и Союз. Нет никакой разницы меж двумя одинаково фашистскими режимами. Простому обывателю простительно было этого не знать. Начальник криминальной полиции в силу своего положения не мог не понимать, кому он помогает. Тем более в 40-м году, после того, как у него на глазах нацисты и коммунисты растерзали Польшу.
№37 Юрий Васильевич Мартинович
→ Борис Бахов,
30.11.2019
17:30
Я что должен комментировать откровенную глупость? Не буду.
№42 Борис Бахов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
18:50
Это правильный подход, глупости комментировать не надо. Но, раз вы не утерпели, значит не совсем глупость. Понимаете, что я правильно вскрываю нарыв. Но упрямство и эмоции не позволяют признать. И не надо.
№49 Константин Рудаков
→ Борис Бахов,
30.11.2019
21:27
Насколько понял - авторы фильма про это не говорят. Порылся в интернете. Факт его сотрудничества с чекистами - история довольно известная, но дальнейшая судьба не ясна. Похоже - со стороны НКВД у него неприятностей не было. Наткнулся на исторический очерк на литовском языке - судя по нему Витульскис был в самом начале войны включен в разведгруппу, которую перебросили в Литву, но там он выдал группу немцам. Что с ним было дальше - не ясно. Может быть уважаемый Чепонис что-то про это слышал.
На всякий случай даю ссылку:
http://www.voruta.lt/raudonosios-armijos-ir-nkvd-nkgb-zvalgybines-grupes-lietuvoje-1941%E2%80%931944-m-paieskos-ir-tyrimo-galimybes/
№23 Антон Смулько
30.11.2019
13:21
The Unknown War Baltic Resistance. Фильм о другой войне.
№31 Vitjok's Vecais
30.11.2019
14:41
Борьба за Прибалтику в 1939 году
1939.03.19
ВоскресеньеГЕРМАНИЯ. Берлин. Встреча мид Германии И.Риббентропа с мид Литвы Ю.Урбшисом, находящимся в Берлине проездом из Италии, на которой Риббентроп предъявил Урбшису ультиматум с требованием немедленного возвращения Германии г.Мемель(Клайпеда) в обмен н признание Германией "особых интересов Литвы в клайпедском порту". (Подробнее см. Захват Германией Клайпеды 1939 г)
1939.03.20
ПонедельникЛИТВА. Каунас. Правительство Литвы приняло решение принять германский ультиматум от 19.03.1939 г. о возвращении в состав Германии г.Клайпеда (Мемель).
1939.03.22
СредаСССР. Москва. Нарком иностранных дел СССР М.Литвинов сообщил послу Великобритании Сидсу о готовности СССР подписать 4-стороннюю декларацию (СССР, Великобритания, Франция, Польша) о совместном противодействии агрессии. Чтобы добиться большей эффективности английского проекта, Советское правительство высказало пожелание, чтобы наряду с балканскими странами к декларации присоединились Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, а также скандинавские страны.
1939.03.22
ГЕРМАНИЯ. Берлин. Подписан договор между Германией и Литвой о возвращении в состав Германии Мемельской области с портом Мемель. В качестве компенсации Литве предоставлялась свободная зона в порту Мемель, а литовским сельхозпродуктам обеспечивался сбыт на германском рынке.
Немецкие войска перешли бывшую германо-литовскую границу в Мемельской области.
1939.03.28
ВторникСССР. Москва. Нарком иностранных дел М.Литвинов вручил послу Латвии ноту о "нетерпимости СССР к любым попыткам поставить политику Латвии под контроль третьей державы". Аналогичное заявление было сделано В.Молотовым послу Эстонии.
.....и.т.п.
№34 Kęstutis Čeponis
30.11.2019
15:44
----------Александр Дюков: — Это фильм о деятельности Ковенской резидентуры советской внешней разведки и о ее главном и самом ценном источнике — начальнике криминальной полиции округа Каунас Пятрасе Витульскисе. Человеке, который 16 лет сотрудничал с советской разведкой — и изменил судьбу Литвы.--------
Да ничего он не изменил. И был совсем мелким агентом по сравнению с другими агентами ВЧК, НКВД и ГРУ в Литве в довоенные годы.
Он же был начальником не политической полиции, а криминальной - да и то только одного из многих округов.
Вот агент "Иванов - 12" на самом деле очень много напашкудил Литве. Так как его должность ему это позволило - генерал Константин Клещинский, который был начальником генерального штаба литовской армии.
Он немало лет работал на ВЧК и НКВД. Однако литовская контрразведка его разоблачила в 1927 г. - его поймали во время передачи им собственной рукой написанного донесения сотруднику советского посорольства, с подписью Иванов-12.
И суд приговорил его к растрелу. Что и было сделано.
Но, конечно, самый важный совковый агент в Литве был генерал Виткаускас, завербованный ВЧК еще в 1920 г., когда он попал в плен к большевикам.
Завербовать его им было не сложно - брат Виткаускаса был видным большевиком и его в Литве расстреляли в 1919 г.
К сожалению в Литве не уделяли должного внимания тому, кем являются ближайшие родственники людей, назначаемых в командующие должности.
В 1940 г. генерал Виткаускас уже был командующим литовской армией и именно он отдал строгий приказ встречать войска Советов дружно, не взирая на указание президента Антанаса Смятоны оказать сопротивление.
№35 Kęstutis Čeponis
30.11.2019
15:51
Выводы из истории:
Особенная роль контрразведки - и политической, и военной. Необходимо очень щательно проверять и политиков, и военных, особенно высшего ранга.
К сожалению в Литве до WW2 это было запущено.
Ведь только намного позже выяснилось, что, например, командующий литовской армией генерал Винцас Виткаускас https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B8%D1%87 еще в 1920 г. был завербован ВЧК и долгие годы был агентом ВЧК-ОГПУ-НКВД.
Среди литовских политиков тоже имелись агенты НКВД.
№36 Владимир Бычковский
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
17:07
Да что Вы говорите...до недавнего времени, даже Ваши многие президенты, были сплошь коммунисты...а как известно - коммунисты бывшими не бывают ! (не я сказал, поговорка такая, судя по Вашей реплики - верная).
№39 Леонид Соколов
→ Владимир Бычковский,
30.11.2019
17:49
Владимир, Вы ошибаетесь. Коммунистов бывших - сколько угодно. Это-идеология, её можно изменить, поменять.
А вот чекистов бывших не бывает. Это образ мысли!
№40 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
30.11.2019
18:29
Альфред Петрович Рубикс - убежденный коммунист.
№41 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
18:39
Согласен, как исключение из правил, подтверждающее правило. Тем более он дрейфует в сторону национал- коммунистов.
№45 Савва Парафин
→ Юрий Васильевич Мартинович,
30.11.2019
19:44
Нет.К моему большому сожалению.Изменились ли его убеждения со временем,исходя из своего жизненного опыта,или всегда были такие-сказать не могу.Лично близко не знаком.Могу судить только по публичной деятельности.
№43 Kęstutis Čeponis
→ Владимир Бычковский,
30.11.2019
19:27
Не путайте коммунистов и чекистов-кагебистов. :)
№46 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
20:20
Ачотакова? По-моему - все чекисты были коммунистами. У тебя есть другая информация?
№47 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
30.11.2019
20:56
В принципе есть. :)
Однако это не имеет значения.
Главное иное - не все коммунисты были чекистами. :)
№48 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
21:10
Для будущего это важно как то, что надо изучить. Будущее всё равно за коммунистами. Так что все эти анти империалистические национал-идиотизмы - всё мимо кассы. Смекаешь?
№50 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
30.11.2019
21:35
---Будущее всё равно за коммунистами.----
:) :) :)
Коммунисты свое будущее уже просрали вдребезги - и коммунисты совкового типа, и китайского образца с пол-потовцами в придачу, и югославские коммунисты Броз-Тито, и еврокомунисты, и троцкисты...
№52 unknown
30.11.2019
22:04
Собственно это не игровой фильм, не художественный вымысел -
это пропаганда на денежки государства.
На вопрос: «Это какой-то новый формат «документальной просветительской видеолекции? Что он из себя представляет?»
Валерий Шеховцов сказал: «Это всё-таки лекция, то есть фильм с большими синхронами, с выступлениями лекторов. Это фрагменты лекций, которые читают люди на камеру в телевизионном формате, сопровождаемые иллюстрациями и голосом за кадром. Может быть всё не так динамично как в простом фильме, но видеолекции сделаны с расчетом на заинтересованную аудиторию — студентов, преподавателей, специалистов… Они смогут получить больше информации».
В работе над видеолекциями приняли участие известные российские историки, имеющие опыт архивной и научно-преподавательской работы —
Александр Колпакиди,
Михаил Мельтюхов,
Владимир Семиндей,
Максим Токарев,
Олег Черенин.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».