ЭКОНОМИКА. ИСТОРИЯ
13.04.2023


Артём Бузинный
Магистр гуманитарных наук
СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ БУХАРИНСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ?
НЭП, как путь к модернизации

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
arvid miezis,
Сергей Леонидов,
Марина Зимина,
Артём Бузинный,
Митро Митро,
Александр Евстафиевич Шкатула,
Виталий Матусевич
Во время ранней перестройки, когда делавшая первые робкие шаги десоветизация работала в режиме своей первой фазы – "бить Лениным по Сталину" – пропагандисты яковлевского ведомства активно раскручивали образ НЭПа, как альтернативы "административно-командной системе". В эту же строку шла и оценка реформ Дэн Сяопина, как китайской версии НЭПа, а их автора, как китайского Бухарина. Однако от апологии НЭПа "перестройщики" вскоре отошли, перейдя к стадии воспевания дикого капитализма. Но вот в среде постсоветских левых Бухарин и по сей день остаётся символом некоего "рыночного" и "неавторитарного" пути к социализму.
Недавно посматривал телеграмм-канал известного российского мыслителя левых взглядов Рустема Вахитова. (По его мнению) Дэн Сяопин со своей командой провёл «реформы в духе Бухарина"... Китайский НЭП оправдал себя и вывел Китай в мировые лидеры... если бы в 1950-е-1960-е у нас произошло не огосударствление по Хрущёву, приведшее к появлению "теневой экономики", а преобразования в духе НЭПа, у нас была бы другая история».
Однако в чём была суть того пути, за который ратовал Бухарин со своими сторонниками. Прежде всего, в ответе на вопрос: откуда пойдут основные капиталовложения, за счёт которых проводить модернизацию экономики. По Бухарину их источников будет два – русский крестьянин и иностранный инвестор. Крестьяне, воодушевлённые кличем "обогащайтесь!", начинают заниматься накопительством, а обогатившись, станут массово закупать трактора, комбайны и прочую сельхозтехнику, а заодно и профинансируют её производство. А там, где крестьяне не сдюжат, там помогут иностранные капиталисты, которые с радостью предоставят свои капиталы для модернизации первого в мире социалистического государства. Соответственно нужно предоставить условия максимального благоприятствования для притока иностранных капиталов в виде совместных предприятий, концессий, кредитов. А крестьянам надо просто “не мешать” обогащаться.
Альтернативный бухаринскому сценарий реформ был озвучен экономистом Преображенским, чьи взгляды в этом вопросе разделял Троцкий со своими сторонниками. Смысл этого сценария был в том, чтобы не ждать от деревни милостей, а взять их у неё. Но не прямым нажимом, что опасно и чревато озлоблением крестьянства, а через искусственное создание "ножниц цен" – занижение цен на аграрную продукцию и завышение цен промышленные товары. При всей антагонистичности этих сценариев общее между ними было то, что основным источником капиталовложений в индустриализацию предполагалось сделать крестьянина. Отличались они лишь методами получения этих инвестиций – принудительно или через "невидимую руку рынка".
По сути бухаринский план были лайт-версией реформ Столыпина, только без грубого вмешательства в жизнь крестьянской общины. Срыв государственных хлебозаготовок в 1927 и 1928 годах показал, что при тогдашнем уровне земледелия и неблагоприятных погодных условиях крестьянство не способно даже элементарно накормить страну, не говоря уж о сколько-нибудь масштабных капиталовложениях. А иностранные инвестиции просто мизерны: например, в первую пятилетку (за счёт иностранных кредитов было покрыто всего лишь 3,8% всех капитальных вложений) в народное хозяйство СССР.
Как только бесперспективность продолжения НЭПа была осознана советским руководством, оно взяло принципиально новый модернизационный курс. От пути, предлагаемого Преображенским, было решено отказаться так же, как и от модели Бухарина.
Суть этого нового курса была в том, что основным инвестором станет само государство. Создаваемый в секторе тяжёлой индустрии капитал в основном реинвестировался в этот же сектор. По итогам индустриализации 30-х годов оказалось, что переток капиталов из сельского хозяйства в промышленность оказался равен нулю (Аллен Роберт С. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции / Роберт С. Аллен; пер. с англ. Е. Володиной – М.: РОССПЭН, 2013. – С. 133).
Причём, вопреки расхожему мнению, капиталовложения в индустрию никогда не составляли большинства от общего числа инвестиций. Основные объёмы капитала шли в сектор производства потребительских товаров – сельское хозяйство и лёгкую промышленность. Даже на пике индустриализационного рывка 30-х годов в производство средств производства направлялось всего 23% инвестиций, а 77% шло в сектор потребительских товаров (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 134). В 1928 году, то есть до начала индустриализации, объём средств, направляемых в сектор продукции производственного назначения, был ещё меньше – лишь 7% от общего объёма капиталовложений (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 134).
А в 50-60-е годы преобразований “в духе НЭПа” у нас тем более не могло произойти. Потому, что преобразования уже произошли. Только пошли они совсем по другому пути – не по бухаринскому, а по сталинскому. Модернизация уже была проведена, и не было нужды ни в привлечении инвестиций из-за границы, ни в извлечении их из сельской экономики. В рамках этой модернизации в советской экономике оформились два основных сектора: производство средств производства и потребительских товаров. В первом преобладало государство, планирование и централизованное распределение, во втором – негосударственная мелкая и средняя собственность (артели, кустари, крестьяне-единоличники), регулировавшаяся рыночными механизмами. В смысле инвестирования эти сектора представляли из себя почти замкнутые самофинансирующиеся системы. Капиталовложения в основные фонды происходили, в основном, внутри этих секторов, и перетока капиталов между ними практически не было (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 241).
Дальнейшее развитие могли идти либо по пути усовершенствования этой же модели, либо по пути тотального огосударствления, что и произошло в ходе реформ Хрущёва. Но в возвращении к НЭПу уже не было никакого смысла.
При желании некое подобие концентрации капиталов по модели НЭПа можно усмотреть в перестройке и реформах 90-х, когда через сознательно спровоцированный всплеск инфляции произошло массовое изъятие накоплений у населения, а с Запада хлынул поток кредитов и инвестиций. Но этот ресурс уже никто не собирался вкладывать в развитие экономики, его использовали для финансовых спекуляций и на сверхпотребление тогдашней "элиты".
Что же касается реформ Дэн Сяо Пина, то для проведения прямых аналогий между ними и НЭПом ещё меньше оснований. Если уж российские крестьяне не смогли стать источником инвестиций для строительства индустрии, то что можно было ожидать от их нищих китайских собратьев по классу, разорённых японской оккупацией и гражданской войной гоминьдановцев и коммунистов.
Иностранные инвестиции сыграли в модернизации Китая большую роль. Сначала Советский Союз построил там по разным оценкам (от 300 до 400 заводов и фабрик). После охлаждения отношений с СССР в Китай потянулся американский и европейский капитал. Но это не были коммерческие вложения, как это представлялось Бухарину и его единомышленникам, рассчитывавшим на то, что жажда наживы побудит капиталистов помочь нам строить социализм. Западный капитал руководствовался, прежде всего, политическими мотивами: втянуть Китай в глобальную капиталистическую экономику, оторвав его, таким образом, от стран соцлагеря. Расчёт на прибыль здесь не играл первостепенной роли. То есть китайский путь здесь оказывается скорее исключением, использованием внешнеполитической конъюнктуры. А общим правилом является разорение и деградация тех развивающихся стран, куда приходит западный капитал – что по понятным причинам, обесценивает значение НЭПа, как сценария модернизации.
Недавно посматривал телеграмм-канал известного российского мыслителя левых взглядов Рустема Вахитова. (По его мнению) Дэн Сяопин со своей командой провёл «реформы в духе Бухарина"... Китайский НЭП оправдал себя и вывел Китай в мировые лидеры... если бы в 1950-е-1960-е у нас произошло не огосударствление по Хрущёву, приведшее к появлению "теневой экономики", а преобразования в духе НЭПа, у нас была бы другая история».
Однако в чём была суть того пути, за который ратовал Бухарин со своими сторонниками. Прежде всего, в ответе на вопрос: откуда пойдут основные капиталовложения, за счёт которых проводить модернизацию экономики. По Бухарину их источников будет два – русский крестьянин и иностранный инвестор. Крестьяне, воодушевлённые кличем "обогащайтесь!", начинают заниматься накопительством, а обогатившись, станут массово закупать трактора, комбайны и прочую сельхозтехнику, а заодно и профинансируют её производство. А там, где крестьяне не сдюжат, там помогут иностранные капиталисты, которые с радостью предоставят свои капиталы для модернизации первого в мире социалистического государства. Соответственно нужно предоставить условия максимального благоприятствования для притока иностранных капиталов в виде совместных предприятий, концессий, кредитов. А крестьянам надо просто “не мешать” обогащаться.
Альтернативный бухаринскому сценарий реформ был озвучен экономистом Преображенским, чьи взгляды в этом вопросе разделял Троцкий со своими сторонниками. Смысл этого сценария был в том, чтобы не ждать от деревни милостей, а взять их у неё. Но не прямым нажимом, что опасно и чревато озлоблением крестьянства, а через искусственное создание "ножниц цен" – занижение цен на аграрную продукцию и завышение цен промышленные товары. При всей антагонистичности этих сценариев общее между ними было то, что основным источником капиталовложений в индустриализацию предполагалось сделать крестьянина. Отличались они лишь методами получения этих инвестиций – принудительно или через "невидимую руку рынка".
По сути бухаринский план были лайт-версией реформ Столыпина, только без грубого вмешательства в жизнь крестьянской общины. Срыв государственных хлебозаготовок в 1927 и 1928 годах показал, что при тогдашнем уровне земледелия и неблагоприятных погодных условиях крестьянство не способно даже элементарно накормить страну, не говоря уж о сколько-нибудь масштабных капиталовложениях. А иностранные инвестиции просто мизерны: например, в первую пятилетку (за счёт иностранных кредитов было покрыто всего лишь 3,8% всех капитальных вложений) в народное хозяйство СССР.
Как только бесперспективность продолжения НЭПа была осознана советским руководством, оно взяло принципиально новый модернизационный курс. От пути, предлагаемого Преображенским, было решено отказаться так же, как и от модели Бухарина.
Суть этого нового курса была в том, что основным инвестором станет само государство. Создаваемый в секторе тяжёлой индустрии капитал в основном реинвестировался в этот же сектор. По итогам индустриализации 30-х годов оказалось, что переток капиталов из сельского хозяйства в промышленность оказался равен нулю (Аллен Роберт С. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции / Роберт С. Аллен; пер. с англ. Е. Володиной – М.: РОССПЭН, 2013. – С. 133).
Причём, вопреки расхожему мнению, капиталовложения в индустрию никогда не составляли большинства от общего числа инвестиций. Основные объёмы капитала шли в сектор производства потребительских товаров – сельское хозяйство и лёгкую промышленность. Даже на пике индустриализационного рывка 30-х годов в производство средств производства направлялось всего 23% инвестиций, а 77% шло в сектор потребительских товаров (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 134). В 1928 году, то есть до начала индустриализации, объём средств, направляемых в сектор продукции производственного назначения, был ещё меньше – лишь 7% от общего объёма капиталовложений (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 134).
А в 50-60-е годы преобразований “в духе НЭПа” у нас тем более не могло произойти. Потому, что преобразования уже произошли. Только пошли они совсем по другому пути – не по бухаринскому, а по сталинскому. Модернизация уже была проведена, и не было нужды ни в привлечении инвестиций из-за границы, ни в извлечении их из сельской экономики. В рамках этой модернизации в советской экономике оформились два основных сектора: производство средств производства и потребительских товаров. В первом преобладало государство, планирование и централизованное распределение, во втором – негосударственная мелкая и средняя собственность (артели, кустари, крестьяне-единоличники), регулировавшаяся рыночными механизмами. В смысле инвестирования эти сектора представляли из себя почти замкнутые самофинансирующиеся системы. Капиталовложения в основные фонды происходили, в основном, внутри этих секторов, и перетока капиталов между ними практически не было (Аллен Роберт С. Указ. соч.. С. 241).
Дальнейшее развитие могли идти либо по пути усовершенствования этой же модели, либо по пути тотального огосударствления, что и произошло в ходе реформ Хрущёва. Но в возвращении к НЭПу уже не было никакого смысла.
При желании некое подобие концентрации капиталов по модели НЭПа можно усмотреть в перестройке и реформах 90-х, когда через сознательно спровоцированный всплеск инфляции произошло массовое изъятие накоплений у населения, а с Запада хлынул поток кредитов и инвестиций. Но этот ресурс уже никто не собирался вкладывать в развитие экономики, его использовали для финансовых спекуляций и на сверхпотребление тогдашней "элиты".
Что же касается реформ Дэн Сяо Пина, то для проведения прямых аналогий между ними и НЭПом ещё меньше оснований. Если уж российские крестьяне не смогли стать источником инвестиций для строительства индустрии, то что можно было ожидать от их нищих китайских собратьев по классу, разорённых японской оккупацией и гражданской войной гоминьдановцев и коммунистов.
Иностранные инвестиции сыграли в модернизации Китая большую роль. Сначала Советский Союз построил там по разным оценкам (от 300 до 400 заводов и фабрик). После охлаждения отношений с СССР в Китай потянулся американский и европейский капитал. Но это не были коммерческие вложения, как это представлялось Бухарину и его единомышленникам, рассчитывавшим на то, что жажда наживы побудит капиталистов помочь нам строить социализм. Западный капитал руководствовался, прежде всего, политическими мотивами: втянуть Китай в глобальную капиталистическую экономику, оторвав его, таким образом, от стран соцлагеря. Расчёт на прибыль здесь не играл первостепенной роли. То есть китайский путь здесь оказывается скорее исключением, использованием внешнеполитической конъюнктуры. А общим правилом является разорение и деградация тех развивающихся стран, куда приходит западный капитал – что по понятным причинам, обесценивает значение НЭПа, как сценария модернизации.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Мария Сидорина
СДЕЛКИ ВЕКА
итоги встречи руководителей России и Китая


Александр Запольскис
Маркетолог-аналитик
По «русской схеме»
США начали подготовку к раскулачиванию китайских активов


Юрий Шевцов
Директор Центра по проблемам европейской интеграции
Мир должен привыкнуть к сильной России
А что ждёт Латвию?


Николай Маратович Межевич
Доктор экономических наук, профессор
Треугольник «Россия — Беларусь — Прибалтика»
И китайский фактор развития
Вопросы Артёму Бузинному
Комментарии
№1 Сергей Леонидов
13.04.2023
09:19
№2 Andrejs Zalitis
→ Сергей Леонидов,
13.04.2023
09:31
№3 Марина Зимина
→ Andrejs Zalitis,
13.04.2023
09:52
№7 Артём Бузинный
→ Марина Зимина,
15.04.2023
00:57
№10 Марина Зимина
→ Артём Бузинный,
15.04.2023
07:19
№11 arvid miezis
→ Марина Зимина,
15.04.2023
07:30
№29 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
03.05.2023
11:35
нынешние развитые это паразитирующие на развивающихся (недоразвитых) - современный неоколониализм.
№5 Артём Бузинный
→ Andrejs Zalitis,
15.04.2023
00:50
№8 Артём Бузинный
→ Сергей Леонидов,
15.04.2023
01:01
№9 Сергей Леонидов
→ Артём Бузинный,
15.04.2023
06:36
№12 Митро Митро
→ Сергей Леонидов,
15.04.2023
10:31
№13 Сергей Леонидов
→ Митро Митро,
15.04.2023
11:26
№14 Митро Митро
→ Сергей Леонидов,
15.04.2023
11:45
№15 Сергей Леонидов
→ Митро Митро,
15.04.2023
11:51
№16 Митро Митро
→ Сергей Леонидов,
15.04.2023
11:57
№17 Сергей Леонидов
→ Митро Митро,
15.04.2023
12:34
№18 Митро Митро
→ Сергей Леонидов,
15.04.2023
12:46
№30 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
03.05.2023
11:37
милитаристская индустриализация для участия СССР во Второй мировой войне мирной жизни его граждан мало помогала.
№31 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
03.05.2023
18:10
№32 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
03.05.2023
18:48
это описал в своих книгах беглый из коммунистического СССР Владимир Резун (Виктор Суворов) в своих книгах про подготовку Сталина ко Второй мировой войне.
№33 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
03.05.2023
19:42
№34 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
03.05.2023
20:26
альтернативные расследования
№35 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
03.05.2023
21:22
№36 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
03.05.2023
23:56
этот милок упомянул одного англосаксонского автора, у которого я нашёл вот что: "Саттон Энтони. Как орден организует войны и революции"
https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/politika/120215/fulltext.htm
'финансирование Большевистской революции и советской экономики было своего рода стратегическим «тезисом». «Антитезисом» стала поддержка нацистов. Столкновение двух диалектических противоположностей, точнее их взаимоуничтожение в ходе Второй мировой войны, привело к «синтезу», победе «третьей силы», урегулировавшей конфликт с выгодными для себя последствиями. Саттон считает, что главной целью подобных столкновений является установление «Нового мирового порядка»,'
№39 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
06:47
№41 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
06:50
ага, "Саттон Энтони. Уолл-стрит и большевицкая революция"
https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/politika/103860/fulltext.htm
'архив Государственного департамента США, в частности фонд 861.00, содержит обширную документацию об этой предполагаемой взаимосвязи. И когда доказательства из официальных документов соединяются с неофициальными свидетельствами в биографиях, личных документах и житейских историях, — то возникает интересная картина.
Мы обнаруживаем, что действительно существовала взаимосвязь между некоторыми международными банкирами Нью-Йорка и многими революционерами, включая большевиков. Оказывается, джентльмены банковского дела — названные в книге — были кровно заинтересованы в успехе большевицкой революции и “болели” за нее.'
№48 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
08:32
№37 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
06:38
№38 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
06:44
Резун сбежал от потомков коммунистов, оккупировавших Россию в 1917-ом году, но сбежал туда, откуда этих коммунистов в Россию и заслали.
№40 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
06:50
№42 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
06:51
капиталистам и королеве Англии так понравился коммунистический манифест от Карла Маркса и его участие в революции 1848-го года на материковой Европе, что они разрешили капиталисту Энгельсу приютить его в Лондоне и содержать до старости - пока Маркс сочинял свой "Капитал", повторяя, что мол Россия это тюрьма народов (вывод из книги «Россия в 1839 году» французского путешественника и писателя - маркиза Астольфа де Кюстина) и позже нахваливая Парижскую коммуну.
№45 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
07:44
№51 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
12:28
сбрендили ваши Ленин, Троцкий и Сталин.
№52 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
12:30
капиталистам Западной Европы и президентам США так понравилась причастность Ленина и Троцкого к революции 1905-го года, что они 12 лет укрывали их от царя, а потом отпустили обратно - уже в буржуазно-демократическую Россию для заключения там сепаратного мира с Германией (тем самым лишая Россию победных призов как страну, покинувшую во время войны союз Антанта), для федерализации её территории (с сепаратистским правом выхода этнических образований поляков, финнов, прибалтов, белорусов, малороссов, кавказцев и среднеазиатов из большевистской Российской Советской республики, а последующих этнических советских республик уже из их федеративного СССР), для этнической сепарации её населения (графа "национальность" в паспортах СССР) и для милитаристской бюрократизации её экономики (запрет частного предпринимательства) в целях подготовки их СССР к участию во Второй мировой войне - Первая мировая война обогатила олигархов США и они хотели её повторения - количество поставленного белогвардейцам оружия союзниками по Антанте свидетельствует об их заинтересованности не в победе над большевиками, но в продлении гражданской войны, чтобы побольше россиян запачкать в крови сограждан с целью сделать их соучастниками большевизма для дальнейшей их помощи ему в подготовке Второй мировой войны ради создания большевистской утопии - Мировой Социалистической Советской Республики (название из декларации об образовании СССР), ведь Первая мировая война создала СССР, поэтому большевики ждали от Второй мировой войны его кардинальное расширение в Евразии.
см. на сайте президентской библиотеки имени Ельцина сценарий художественного кинофильма "Великий гражданин" 1937-го года о Кирове - https://www.prlib.ru/item/323006 где на странице 114 (74) читаем в речи главного героя фильма: «— У нас все еще только в лесах, в стройке. Мы еще только карты рисуем, чертежи будущего... Эх, лет через двадцать, после хорошей войны, выйти да взглянуть на Советский Союз — республик этак из тридцати-сорока. Чорт его знает, как хорошо!»
№43 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
07:01
№44 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
07:28
полезную информацию могут дать не только герои, но и трусы и даже предатели коммунизма!))
№46 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
07:45
№49 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
12:24
большевики принесли в Россию лживое учение Карла Маркса - вредное России и тем самым полезное антироссийскому Западу.
№60 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:13
№47 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
07:48
№50 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
12:27
Резун сбежал от коммунистов и про них как раз правду в своих книгах и написал.
№53 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
12:33
№54 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
12:39
повторяю: Резун сбежал от коммунистов и про их утопические дела написал сравнительно точные книги.
№55 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
12:41
№56 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
12:48
его страна была захвачена большевиками, присланными с антироссийкого Запада, вот про них Резун правду и написал так как приславшие большевиков решили большевистский СССР развалить.
№57 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
12:58
№58 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
13:07
он решил сбедать от коммунистов туда откуда никого коммунистам не выдавали - 30 Августа 2013 г.
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=3790905&pid=289282751&redirected=1&page=0&backurl=/users/3790905/post289282751/
"Если вы совершили преступление на родине — езжайте в Лондон. Из Лондона выдачи нет. Британская система правосудия построена таким образом, что получить убежище там может преступник из любой страны, исключая США. И не только убежище, но и возможность жить спокойно, не оглядываясь на полицию. Не случайно многие олигархи имеют жилье в Лондоне.
В Британии спокойно живут 100 военных преступников
МВД Великобритании в 2012 году установило личности ста человек, которые подозревались в совершении военных преступлений. Эти люди ранее подали заявления в иммиграционные службы королевства с просьбой о предоставлении постоянного жительства. Большинство из них проживают в Британии уже много лет. Речь идет о людях, которые прибыли из Афганистана, Ирака, Ирана, Ливии, Руанды, Шри-Ланки и Сербии.
По заявлениям британского МВД, они делают все возможное, чтобы Британия не стала убежищем для военных преступников. На деле ситуация обстоит несколько иначе. Юридические инстанции, как правило, блокируют депортацию таких преступников, утверждая, что их на родине могут ожидать пытки либо смерть. Правозащитные организации в свою очередь выступают за то, чтобы таких лиц уголовно преследовали в британских судах." и не думал тогда, что это родина коммунизма.
№59 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:11
№61 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
13:28
Резун предал коммунистический режим, засланный в Россию с антироссийкого Запада ешё весной 1917-го года и ликвидированный Западом в СССР с 1990-го года.
№62 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:33
№64 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
13:37
да, потомки сталинских стукачей и палачей жутко боятся люстрации.
№63 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:34
№65 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
13:38
люди сами решат кому и в чём им верить.
№66 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:43
№68 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
13:48
да-да, я знаю этот риторический приём перевода темы на личность оппонента от нехватки аргументов по теме обсуждения))
№70 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:51
№71 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
14:07
всё знать сложно, но кое-что можно)
№72 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
14:42
№73 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
14:55
правду может рассказать кто угодно и поэтому разведчик её ищет везде, а не только там где фонарь ему светит.
№74 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
15:16
№75 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
15:21
история человечества это по сути расследование человеческих преступлений, а Вы больше похожи на сталинских следователей, которым Сталин указывал - что и где искать.
№76 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
15:31
№77 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
15:57
разведчик истинной информации фильтрует её не взирая на источники.
№78 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
16:00
№79 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
16:02
в толковом вопросе половина ответа...
№80 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
16:04
№81 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
16:06
Ваша евроценность это марксистский коммунизм, ради корого большевики никого не жалели.
№83 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
16:10
№84 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
16:12
марксизм развалил Российскую империю, а его последствия через 74 года развалили СССР.
№85 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
16:14
№86 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
16:39
по себе не суди о других.
№87 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
17:10
№88 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
18:10
вопреки марксистской идее внутриклассовой солидарности пролетарии восстановленной в 1919-ом году белопанской Польши во время похода Тухачевского через Варшаву на Берлин ("Даёшь Варшаву - дай Берлин!") не помогли Красной армии, и пролетарии новоиспечённой в 1917-ом году Финляндии Маннергейма не помогли РККА во время зимней войны 1939-го года освободить свою страну от капитализма, а пролетарии гитлеровской Германии после нападения её на СССР не повернули оружие против Гитлера и его ручных капиталистов, и десятки тысяч пленных немцев в СССР потом не возжелали записаться в антигитлеровские войска в отличие от пленных поляков 1939-го года, а пролетарии капиталистической Южной Кореи не помогли пролетарской армии социалистической Северной Кореи освободить их от капитализма в 1950-1953 гг., и афганские пролетарии в 1979-1989 гг. массово не помогли ограниченному контингенту войск Советской армии освободить всю территорию Афганистана от феодального капитализма, а обещанных Карлом Марксом социалистических революций в самых развитых капиталистических странах как не было так и нет.
№89 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
19:08
№90 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
05.05.2023
09:10
если в царскую Россию немцы и датчане переезжали жить на Волгу, то уже в большевистский СССР эксплуатируемые пролетарии из капиталистических стран и их колоний переезжать не спешили, хотя как заявил Карл Маркс отечества у них не было.
№91 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
05.05.2023
09:21
№92 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
05.05.2023
09:33
это твой Ленин со товарищи, засланные с антироссийкого Запада, предали единую и нелеоимую Россию: "Мы к сепаратистскому движению равнодушны, нейтральны. Если Финляндия, если Польша, Украина отделятся от России, в этом ничего худого нет. Что тут худого? Кто это скажет, тот шовинист. Надо сойти с ума, чтобы продолжать политику царя Николая. Ведь Норвегия отошла от Швеции... Когда-то Александр I и Наполеон обменивались народами, когда-то цари менялись Польшей. И мы будем продолжать эту тактику царей? Это — отказ от тактики интернационализма, это шовинизм худшей марки. Если Финляндия отделится, что тут дурного? У обоих народов, у пролетариата Норвегии и Швеции укрепилось доверие друг к другу после отделения. Шведские помещики хотели идти войной, но шведские рабочие этому воспротивились и сказали: мы на эту войну не пойдем. Финляндцы хотят сейчас только автономии, Мы за то, чтобы Финляндии была дана полная свобода, тогда доверие к русской демократии усилится, именно тогда они не отделятся, когда это будет проведено в жизнь."
http://leninvi.com/t31/p434
'СЕДЬМАЯ (АПРЕЛЬСКАЯ) ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП(б)'
№93 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
05.05.2023
09:34
№95 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
05.05.2023
17:41
в составе России.
№96 Митро Митро
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
05.05.2023
17:42
№97 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
05.05.2023
17:50
большевикам зубрёжка не поможет выбраться с обочины истории.
№82 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Митро Митро,
04.05.2023
16:10
после провала ожидавшейся большевиками троцкистско-ленинской мировой революции, Сталин ради утопической Мировой Социалистической Советской Республики начал готовить страну к освободительному походу в Западную Европу от будущей гитлеровской оккупации (Коминтерн тогда уже начал расчищать Гитлеру путь в Рейхстаг как ледоколу военного расширения фронта сталинского социализма в Европе по опыту раскола Коминтерном социалистов в Италии перед приходом к власти Муссолини), а заодно и от капитализма (чтоб два раза не ходить) - ради этого была проведена крепостная сельская коллективизация, милитаристская индустриализация (с помощью олигархов США и Западной Европы под предлогом вынуждающей их там Великой экономической депрессии) и репрессии инакомыслящих (могущих помешать геополитическим интригам Сталина как Троцкий, убитый за это уже в августе 1940 года подосланным агентом НКВД), а с началом Второй мировой войны ввели и крепостное право на заводах (Сталину была нужна в тылу военная дисциплина, без какой-либо оппозиции перед боевым походом за освобождение европейского пролетариата от нацизма и капитализма) - такой наступательной стратегией Сталин и подставил неготовый к стратегической обороне СССР под вероломное нападение Германии (хотя ещё при разделе Польши с Гитлером он мог настоять на сохранении демилитаризованного польского буфера с Варшавой для предохранения РККА от эффекта внезапности нападения отмобилизованного Вермахта).
гражданам СССР пришлось жить в таком военном социализме и после войны с Германией (Сталин потом готовил уже атомную войну с США за ту же МССР в расчёте использовать для этого войну в Корее - ради этого затеял очередную чистку своих товарищей {по делу кремлёвских врачей}, не желавших воевать, пока скоропостижно не умер, что поставило точку на реализаци его атомных планов - дело врачей закрыли, а война в Корее через 4 месяца {1 месяц после ареста Берии} прекратилась) и такой социализм продолжился политэкономией большевистского расширения его фронта за границами СССР до пере$тройки Горбачёва (тогда ядерного оружия было уже создано столько, что его массовое применение грозило бы экологической катастрофой и новым ледниковым периодом на Земле).
такие нарушения русского типа госстроительства засланными с русофобского Запада большевиками в последствии помогли агентуре спецслужб стран NATO провести в 1991-ом году ликвидацию федеративной власти над республиками СССР (под предлогом нарушения ГКЧП прав и свобод человека любой национальности, гарантия которых была условием сохранения СССР на мартовском референдуме 1991-го года) для последующей прихватизации экономики этих республик в офшоры Запада методом подписания неоколониальных договоров с МВФ и замены их социалистических Конституций 1978-го года на неоколониальные проекты по лекалам USAID - пример Конституции РФ от 12.12.1993:
разрешена иностранная юрисдикция собственности в России - статья 8.2
разграбление недр России через офшоры Запада - статья 9.2
запрет на идеологическое развитие РФ - статья 13.2
несуверенная ориентация правовой системы - статья 15.4
отсутствие нравственной цензуры в СМИ РФ - статья 29.5
независимость Центробанка РФ от России - статья 75.2
президент обязан подписать даже вредительский законопроект, если он не противоречит неоколониальной Конституции РФ - статья 107.3
из России на Запад каждый день уходит более одного миллиарда у.е. - Россия выплачивает США и их вассалам 7% от дани со всех неоколоний однополярного мира, созданного олигархами США в результате Холодной войны.
'День победы США над СССР Поздравления президента США.' https://youtu.be/NsqAAJjHAnk 1:54 "с помощью Господа Америка победила в Холодной войне"
видя активизацию национально-ориентирующего движения в таких неоколониях США как Россия их олигархи через американ$кие бактериологические лаборатории распространяют по всему миру новые, всё более опасные штаммы коронавируса для полного подчинения человечества - 27 января 2020
https://mk-ru.turbopages.org/mk.ru/s/science/2020/01/27/ekspert-uvidel-priznaki-amerikanskogo-bioterrorizma-v-rasprostranenii-koronavirusa.html
№67 arvid miezis
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
04.05.2023
13:47
№69 Александр Евстафиевич Шкатула
→ arvid miezis,
04.05.2023
13:50
да, Резун легко предаст и своих спасителей, если они капитулируют перед Россией.
№94 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Сергей Леонидов,
05.05.2023
09:38
у Китая сейчас такая же проблема как и у всех бывших республик СССР и остальных развивающихся и прочих недоразвитых стран - избавиться от неоколониального управления его экономикой от США и их вассалов.
№98 Артём Бузинный
→ Александр Евстафиевич Шкатула,
05.05.2023
18:07
№99 Александр Евстафиевич Шкатула
→ Артём Бузинный,
05.05.2023
19:14
здесь разве обсуждаются только лишь сиюминутные политические интриги?)
№4 Виталий Матусевич
13.04.2023
20:01
№6 Артём Бузинный
→ Виталий Матусевич,
15.04.2023
00:56