РОССИЯ VS США. Украинский конфликт
23.12.2022


Ростислав Ищенко
системный аналитик, политолог
Россия и Запад
Мир, война или перемирие?

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Любая война ведётся за мир. За послевоенный мир, который должен быть лучше довоенного. Желательно для всех. Такое возможно, поскольку политика и война — игры с ненулевой суммой, в них как выиграть, так и проиграть могут все участники. К сожалению, как правило, все участники системы «война» проигрывают. Это не неизбежный, но наиболее вероятный результат. Его вероятность обусловлена тем, что сам факт начала войны предполагает наличие у сторон конфликта диаметрально противоположных представлений о том, каким должен быть прекрасный новый мир будущего.
Именно поэтому в современных войнах, которые ведутся не за династические интересы, а за государственные, стороны стремятся к достижению абсолютной победы: к полной и безоговорочной капитуляции поверженного противника, которому можно продиктовать условия нового мира и из остатков разгромленной нации слепить новую, с тем же названием (немцы, японцы), но совершенно иными характеристиками (невозможно себе представить, чтобы галицийский «унтерменш» назвал «ливерной колбасой» не то что Гитлера, но хотя бы фон Папена или Шлейхера).
В таких условиях компромиссный мир воспринимается сторонами как перемирие перед следующим раундом схватки. Он становится возможным в том случае, если оба участника конфликта приходят к выводу, что победа не гарантирована, а её цена может оказаться слишком высокой. По состоянию на сегодня США и Франция, устами своих лидеров заявляют о необходимости компромиссного мира и готовности к учёту интересов безопасности России. Россия на данный зондаж отвечает согласием на мир «в принципе», но отмечает нереалистичность западного представления о формате этого мира.
Я уже писал, что США пытаются договориться таким образом, чтобы Москва получила какие-нибудь территории (что позволит говорить о формальной победе на Украине), но чтобы сохранилось само украинское государство как антироссийский плацдарм, с которого при первом же удобном случае можно начать новое наступление на Россию. В принципе, эту же позицию поддерживает Макрон. Его заявление о необходимости учитывать интересы безопасности России — пустое сотрясение воздуха.
Запад не в состоянии дать никаких гарантий, кроме словесных. В противном случае ему придётся выполнить условия прошлогоднего декабрьского российского ультиматума и отвести военную инфраструктуру НАТО на рубежи 1997 года. Требовать от Запада оставить без военного зонтика восточноевропейских вассалов США равноценно тому, что требовать от России убрать всю военную инфраструктуру за Урал. Даже если такая договорённость будет достигнута дипломатами, она будет абсолютно нереалистична с точки зрения выполнения её военными.
Приведу простой пример. США и Россия договариваются о совместной полной демилитаризации Восточной Европы (да хоть бы даже и всей Европы). Американцы добросовестно вывозят свои войска за океан, демонтируют позиционные районы противоракет в Польше, Чехии и Румынии и даже отзывают своих представителей из европейского командования НАТО, сохраняя только политическое участие в работе Альянса. Россия, соответственно, отводит всю военную инфраструктуру за Волгу и Урал.
Возникают вопросы. А польская армия, которую планируется увеличить в два раза (процесс уже идёт)? А планы восстановления и увеличения боевой мощи бундесвера? А заявления Макрона о необходимости создания полноценной «европейской армии», способной защищать интересы Европы во всём мире без поддержки США? Этот боевой потенциал в полтора-два миллиона человек, с современным вооружением, опирающимся на ядерные арсеналы Франции и Великобритании, как учитывать? Ведь Россия и США не могут запретить странам ЕС заботиться о собственной безопасности. Но если США — союзник Европы, к тому же от «европейской армии» их отделяет океан, в водах которого господствует американский флот, то для России эти армии, к тому же усиленные и модернизированные под предлогом необходимости самостоятельно обеспечивать безопасность своих стран, несут прямую и явную угрозу.
Таким образом, словесным «гарантиям» Запада и даже подписанным бумагам верить невозможно, поскольку он не раз обманывал и обманет вновь. Любые же двусторонние «меры доверия», предполагающие взаимные равноценные действия сторон, направленные на демилитаризацию некоей разделяющей их «зоны безопасности» являются невыгодными для России, так как для неё военная угроза с Запада сохраняется даже в случае полного вывода американских сил и средств из Европы.
Приходим к простому выводу: «гарантии безопасности» в сложившихся условиях могут быть только односторонними. Россию (с точки зрения её объективных государственных интересов, а не субъективных представлений о таковых отдельных политиков) удовлетворит только полный военно-политический и финансово-экономический контроль за постсоветским предпольем (включая натовскую Прибалтику). При этом Военная инфраструктура НАТО должна убраться за Одер и Эльбу, а вся Восточная Европа — превратиться в де-факто демилитаризованную зону. Со своей стороны Запад готов только к обоюдным сокращениям вооружений в Восточной Европе, что ставит Россию в худшее положение, чем до начала конфликта.
Если Западу удастся добиться «равноправного» договора, он решит свою главную проблему: военные и политические ресурсы России окажутся связаны на Западном направлении, в то время как США получат свободу рук против Китая. В таком случае, судьба России окажется в полной зависимости от способности Китая эффективно противостоять объединённым силам США и их союзников в АТР. При этом победа США в конфликте с Китаем оставляет Россию в одиночестве перед объединёнными силами Запада, а победа Китая обеспечивает Пекину безоговорочное лидерство в прекрасном новом мире, обрекая Россию на второстепенную роль, одного из важных союзников, но всё же «младших братьев» Поднебесной. Если же конфликт на Востоке завершится таким же перемирием, как на Западе, то стороны просто вернутся в исходную точку, с которой началось горячее противостояние в 2022 году, только на новом, более высоком уровне. Кризис окончательно выйдет за региональные рамки и приобретёт неприкрытый глобальный масштаб, а военное решение останется единственно возможным. Только на этом уровне военное решение будет означать не ограниченное столкновение Востока и Запада на территориях третьих стран (Украина, Тайвань), а прямую конфронтацию ядерных держав.
Для того, чтобы сегодняшнее равновесие было нарушено, и одна из сторон была вынуждена пойти на уступки, что сделает мир возможным хотя бы теоретически, необходимо разрешение украинского кризиса. Сегодня на Украине фиксируется устраивающая США «ничья» — Россия может присоединить к себе отдельные территории (даже больше, чем занимает сейчас), США сохраняют украинский режим, а с ним и возможность в любой подходящий момент начать новый этап «малой войны» (чужими руками) против России. Альтернативой является полный военный разгром ВСУ. На сегодня это единственная боеспособная (готовая воевать и умирать за интересы США) сила Запада, оснащённая западным оружием и подкреплённая западными наёмниками, получающая также от Запада разведывательную и штабную поддержку.
Катастрофа украинской армии открывает для России рубежи собственно НАТО. Западу необходимо принимать решение, вступать ли с Москвой в непосредственную конфронтацию, легко перерастающую в ядерный кризис на фоне неразрешённой китайской проблемы, либо принимать данность и фиксировать новую расстановку сил в Европе в формальном договоре, после чего атака на Китай становится бессмысленной, ибо заранее обречена на провал.
Россия же, решая внешнеполитический кризис, вместе с украинскими территориями и остатками населения получает серьёзную и долгоиграющую внутриполитическую проблему, заключающуюся в необходимости затратного на первом этапе (который продлится лет 10—20) экономического освоения новых территорий, экономика которых уже уничтожена, а также информационно-политической «ассимиляции» населения, частично настроенного враждебно, а частично имеющего резко отличающуюся ментальность (проблема может быть разрешена не ранее, чем через 30−50 лет). Эта занятость России автоматически снимает озабоченность Запада «беззащитностью» Восточной Европы.
Даже если «джентльмены» не желают верить нам на слово относительно отсутствия агрессивных намерений, побочным результатом военного разгрома Украины окажется длительная скованность российских ресурсов, направленных на экономическое и политическое освоение новых территорий. Россия физически не сможет нести какую бы то ни было угрозу «беззащитным» лимитрофам. Именно поэтому военная победа на Украине становится залогом более-менее прочного компромиссного мира, в котором гарантии безопасности каждого не просто прописаны на бумаге, но опираются на неспособность потенциального противника к концентрации необходимых для создания угрозы ресурсов в течение ближайших 20−30 лет.
Пока же обе стороны считают, что имеют шансы на победу, даже договорённость о создании зоны безопасности вокруг Запорожской АЭС возможна только «в принципе». Как в очередной раз заявил в ООН МИД России, «в принципе» все согласны относительно необходимости создания зоны безопасности. Но договориться о параметрах не представляется возможным. Такая частная договорённость невозможна по той же причине, по которой невозможна и глобальная. В условиях незавершённой военной конфронтации, обе стороны считают себя потенциальными победителями. С этой точки зрения они подходят и к параметрам потенциальной договорённости (пусть и носящей столь ограниченный характер, как создание зоны безопасности вокруг ЗАЭС). Каждая сторона стремится зафиксировать соглашением достигнутый успех и создать выгодные стартовые условия для продолжения борьбы. Соответственно заключение соглашения возможно только как невынужденная уступка одной из сторон, ухудшающая общее (не только военное, но и политическое) стратегическое положение уступившего.
То есть на микроуровне повторяется проблема макроуровня: без выявления военного победителя устойчивый мир невозможен, ибо его формат предполагает дипломатическую капитуляцию одной из сторон при нерешённом исходе военного противостояния. Именно поэтому, несмотря на все разговоры о мире, и российское руководство говорит о необходимости зимнего наступления ВС РФ, и американцы с британцами требуют от ВСУ наступать любой ценой. Раз уж противоречия зашли так далеко и оказались столь непримиримы, что между Россией и Западом началась война (пусть и на чужой территории), мир не будет возможен, пока одна из сторон не истощит свои военные возможности (либо обе одновременно придут к выводу, что дальнейшее продолжение военного противостояния бесперспективно, с точки зрения поставленной цели — достижения хотя бы для себя мира лучшего, чем довоенный).
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Дмитрий Седов
Политолог, публицист
На Капитолийском холме заговорили о выходе США из НАТО
К какой войне готовятся в Вашингтоне


Сергей Васильев
Бизнесмен, кризисный управляющий
РФ против НАТО
Давид vs Голиаф


Майк Уитни
Журналист, научный сотрудник Центра исследований глобализации
Война на Украине
Сделано в Вашингтоне, а не в Москве


Владимир Мамонтов
Президент редакции газеты «Известия»
Примет ли Беларусь участие в СВО?
И при каких условиях
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ОЛИГАРХОМ В СССР
ПРИБАЛТИКА. РУССКИЙ ВЫБОР
В ДЕНЬ СМЕХА ШУТЯТ ВСЕ
ЭКОНОМИКА ЕС БУКСУЕТ
Mы живем в 21-ом веке, хотя многим сегодня очень хочется откатиться на век или на два назад.
КИЕВ ОБМАНУЛ КИТАЙЦЕВ, ОБМАНЕТ И АМЕРИКАНЦЕВ
Штаты хамят , требуют у всех денег и нагибают остальной мирЗначится Украина , теперь , как и Штаты)
Вопросы Ростиславу
Комментарии
№1 Kęstutis Čeponis
27.12.2022
20:30
-----Россию (с точки зрения её объективных государственных интересов, а не субъективных представлений о таковых отдельных политиков) удовлетворит только полный военно-политический и финансово-экономический контроль за постсоветским предпольем (включая натовскую Прибалтику). При этом Военная инфраструктура НАТО должна убраться за Одер и Эльбу, а вся Восточная Европа — превратиться в де-факто демилитаризованную зону.-----
У Ищенко выросла "очень большая хотелка", хотя военная и экономическая реальность для Московии с каждым днем все хуже... :)
Но кончит он явно также как и Рогозин... - в инвалидной коляске и уже без члена....
Ведь украинские ракеты и дроны практически еженедельно все увеличивают дальность поражения целей на территории РФ.
Интересно, а что после "Энгельса" увидем на Новый Год? :)
Чую что будет "фейерверк" в Москве....
№2 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
27.12.2022
21:09
Три убитых аэродромных техника - это таки мелко.
№4 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
27.12.2022
21:35
Говорили дежурные пилоты, откуда про техников? ...
№5 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
27.12.2022
21:40
Я просто предположила, что техперсонала на аэродроме на порядок больше, чем пилотов. И если это действительно пилоты - чтож, очко СБУ, минус пять ФСБ.
№6 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
27.12.2022
22:02
А-а-а-а-а я думал уже известно. Что то тянут со снимками. Я попробовал посчитать ситуацию на случай если это был дрон украинский ту 141. Первый был именно таким. И если они его сбили панцирем.
Вы же знаете я люблю считать.
Вес дрона 5500 кг, топлива уйдет с тонну. то есть 4500. Панциря ракета 75 кг. скорость у панциря 1300 м\с у дрона 300м\с
Сбивает панцирь километров за 10, то есть после этого дрон летел еще секунд 30.
У меня получилось, что дрон бы в аэродром не попал бы, этот "удар сместил бы его километров на 5, это гарантированно вылетаешь за пределы аэродрома.
Но тут много неизвестных, насколько разрушены были крылья дрона, он мог еще планировать.
№19 Kęstutis Čeponis
→ Leonid Kuleshov,
28.12.2022
23:23
Сбили не самолет-дрон, а одну из этого дрона выпущенную ракету. Ну а другая ракета достигла цели.
По крайней мере именно так освещали это событие в Московии.
Сам же самолет-дрон спокойно вернулся в Украину. :)
№22 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
28.12.2022
23:27
На Украине, видимо. А не в Московии.
№24 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
28.12.2022
23:30
Нет, я такие сообщения видел как раз в московитских сайтах новостей.
Иногда я их просматриваю на досуге... :)
№28 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
29.12.2022
00:20
Ваши источники... всегда такие... как бы это... неправдопадобные, вотъ.
Иногда же надо голову включать.
№29 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
29.12.2022
00:34
Мои источники редко ошибаются... :)
№31 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
29.12.2022
00:39
Ну да. Они просто излагают свои фантазии. А поскольку фантазия ограничена - постфактум можно найти ту, что совпала с реальностью.
№30 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
29.12.2022
00:37
P.S. Может еще помните, какие сказки московитские новостные порталы рассказывали про "Москву"?
И до сих пор пургу несут о том, от чего он утонул, и тем более о людских потерях на этом, очень успешно украинцами затопленном, корабле - флагмане Черноморского флота РФ.
№32 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
29.12.2022
00:40
Не то, чтобы совсем украинцами, и не то, чтобы уж всё точно с потерями. Как-то так.
№17 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
28.12.2022
23:15
Может и техники, а может и пилоты...
Может три, а может и в разы больше...
А может и какой-то штаб взорвали... - на видео из "Энгельса" после взрыва что-то горит очень даже большим пламенем...
Ведь в Московии никогда не говорят правду - тем более о потерях, как вы уже могли и сами заметить... :)
Ну а точный факт то, что стратегические бомбардировщики моментально отправили под Мурманск и на Дальний Восток.
№23 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
28.12.2022
23:29
А может вообще атомную бомбу сбросили. Нет, водородную ;)
Можно подумать, что прочие источники говорят правду.
Даже если так - Вы никак не могли узнать об этом факте. Просто НИКАК.
№25 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
28.12.2022
23:35
Я просмотрел видео о взрыве и пожаре на Энгельсе - и видно, что там горело что-то крупное (или здание, или большой самолет)...
№26 Марина Зимина
→ Kęstutis Čeponis,
28.12.2022
23:44
И как из этого видео (атрибутация которого неизвестна) следует "моментальная передислокация стратегических бомбардировщиков"?
Вы не могли отличить здание от самолёта, но увереено говорите, "здание или самолёт". Бытовка тоже здание. А топливозаправщик куда "хуже" самолёта.
№27 Марк Козыренко
→ Марина Зимина,
29.12.2022
00:00
Ой, оставьте. Кястутис, по своему обыкновению, опять выдаёт желаемое за действительное.
№33 Leonid Kuleshov
→ Марк Козыренко,
29.12.2022
00:43
Не тревожьте этот чудесный гладкий мозг. Внешне похожий на жопу.
№34 Kęstutis Čeponis
→ Марина Зимина,
30.12.2022
19:19
Не волнуйтесь, со временем все узнаем точно... :)
№3 Leonid Kuleshov
→ Kęstutis Čeponis,
27.12.2022
21:34
О, чипполинис из табакерки вылез. Как бы тебе чипполинис рогозинский член поперек горла не стал...
№18 Kęstutis Čeponis
→ Leonid Kuleshov,
28.12.2022
23:17
Будьте повежливее, я же вас по вашей фамилии не называю каким нибудь Кукульканом... или еще более приятно... :)
№7 Рейн Урвас
28.12.2022
07:36
Не очень понятно на чем основано утверждение автора, что Запад представляет для России большую угрозу, чем Россия для Запада? Какой смысл выставлять ультиматум США и НАТО, если заставить выполнить требования ультиматума у России нет ни военной, ни экономической возможности? Сырьевая страна с 1,5% мирового ВВП против самого передового в военном, научно-технологическом и экономическом отношении блока стран с более 50% мирового ВВП? Если Россия этот "новый и лучший мир" видит в превращении его в радиоактивную пыль, то что же год тянет с этим?
Ни США с НАТО, ни Украина никакой "малой войны" с Россией не начинала, как ни один натовский или украинский солдат не переступал границы России. Войну начала Россия с целью уничтожить Украину как государство, а из "остатков нации" слепить что-то иное и как промежуточный этап установления "военно-политического контроля" над Восточной Европой. Но пока с Восточной Европой придется погодить, потому как пока с установлением "военно-политического контроля" над Украиной большие проблемы как и до разгрома украинских вооруженных сил.
Не очень понятно на чем основаны утверждения автора, что США и Франция пытаются договориться о территориальных уступках Украины России с тем, чтобы сохранить Украину как плацдарм для "будующего наступления" на Россию? Во-первых, США и Франция не будут решать это без Украины, а позиция Украины ясна - агрессор должен быть изгнан с территории страны или уничтожен. Во-вторых, сегодня угрозы украинской государственности меньше, чем десять месяцев назад. Так зачем же США откладывать "на потом" то, что украинская боеспособная армия готова сделать сегодня? Дело за оружием, а оружие будет поставляться в нарастающих объемах. Ну а пока в России "бабы новых нарожают" - с установлением Россией "военно-политического контроля" над Восточной Европой, а потом и США придется погодить как и с медальками "За взятие Вашингтона".
Ну как-то так это видится.
№8 Иван Киплинг
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
07:56
"... Сырьевая страна с 1,5% мирового ВВП..."
Если верить Президенту США, то страна "с 1,5% мирового ВВП" спровоцировала рост инфляции в Америке. Врет, поди?
№9 Марина Зимина
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
08:32
Интересно, как это страна с 0.1% мирового ВВП собирается победить страну с 1.5% мирового ВВП? Дыру в логике вижу я.
№10 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
28.12.2022
10:36
долгом, в 2 раза этот ВВП превышающим.
№11 Рейн Урвас
→ Марина Зимина,
28.12.2022
11:52
Это смотря что считать победой. Россия считает победой "военно-политический контроль" над Украиной и парад в Киеве. Украина считает победой изгнание из страны последнего агрессора, что при высокой мотивированности украинских солдат, поддержке населения и поставляемом Западом современном вооружении вполне достижимо.
Это и явилось самой большой дырой в логике политического руководства России.
№12 Leonid Kuleshov
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
12:15
Они уже в армию набирают подростков. Позавчера об этом упомянул экс-советник Пентагона Дуглас Макгрегор, сообщивший в своём YouTube-канале, что дети от 13 до 15 лет теперь служат в ВСУ.
«Теперь они пытаются мобилизовать подростков в возрасте 13, 14 и 15 лет», – заявил американский офицер. Он добавил, что в украинские войска также сейчас приходят недееспособные люди. «Они буквально выскребают остатки», – заявил Макгрегор.
Когдаж вы уже уйметесь и крови чужой напьетесь. Или таким как урваз надо чтоб над головой появился огненный шар?
№13 Марина Зимина
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
13:01
Опять логики никакой. Контроль над Украиной куда менее трудозатратная цель, нежели ликвидация четверти собственного населения. Или Вы всёрьез думаете, что население, даже Мариуполя, Мелитополя и Бердянска вот прямо так ждет освобождения?
№14 Рейн Урвас
→ Марина Зимина,
28.12.2022
15:07
Да, это было полное отсутствие логики у руководства России полагать, что украинский народ ждет русских освободителей с хлебом с солью и цветами. Практически русскоязычный Харьков наглядно показал, что это, очень мягко говоря, далеко не так.
Президент Украины не побоялся раздать десятки тысяч стволов огнестрельного оружия всем желающим встать на защиту своего города и страны. Разительная разница между двумя Президентами. Гуляющий на передовой и беседующий со своими вооруженными солдатами и другой, сидящий в бункере за длинным столом с пропущенными через "рамку" собеседниками и "хождение в массы" переодетых охранников с охранницами.
Это показатель отношения Президента к своему народу и народа к своему Президенту. Прав был Кучма - Украина не Россия и Россией не будет.
№15 Leonid Kuleshov
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
16:24
Гитлер тоже любил детей по щечке потрепать из гитлерюгенда. 12летних, с фаустпатроном. Всегда с народом.
№16 Марина Зимина
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
16:53
Да. Это было ошибкой. Серьезной. В России вообще с пропагандой последние лет 60 всё очень плохо, из чего приистекает и недооценка влияния пропаганды на простых граждан.
Да-да. Даже патриотичные украинцы уже говорят, что "поменьше бы надо украинским СМИ врать". Не ездил Зеленский в Артемовск, не ездил.
№21 Марк Козыренко
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
23:26
Гуляющий на передовой и беседующий со своими вооруженными солдатами
А кому он нужен, этот клоун?
№20 Марк Козыренко
→ Рейн Урвас,
28.12.2022
23:23
Не очень понятно на чем основано утверждение автора, что Запад представляет для России большую угрозу, чем Россия для Запада?
Сколько раз Россия ходила на запад? И сколько раз запад ходил на Россию?