Колонка ОбоРЗевателя
02.03.2020


Владимир Мироненко
Публицист, художник
Простить – можно, забыть – никогда: ко дню рождения генсека

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Дарья Юрьевна,
Андрей (хуторянин),
Владимир Бычковский,
Леонид Соколов,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
red pepper,
Ольга Шапаровская,
Константин Рудаков,
Леонид Радченко,
Ирина Кузнецова,
Юрий Васильевич Мартинович,
Kęstutis Čeponis,
Иван Киплинг,
Александр Гильман,
Прокат Ледорубов,
Roman Romanovs
В самом начале весны у первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева день рождения. «Новая газета» и радио «Эхо Москвы» запустили по этому поводу флешмоб. Читателям предлагается написать имениннику открытку с поздравлениями. А редакция уж доставит.
Судя по тому, как отреагировала на инициативу широкая общественность, не все открытки, которые получит Горбачев, будут исполнены добрых пожеланий. Похоже, открытки с добрыми пожеланиями составят меньшую часть корреспонденции Михаила Сергеевича.

© Sputnik / Сергей Гунеев Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на трибуне Мавзолея на Красной площади во время демонстрации 1 мая
Оно и неудивительно. Подавляющее большинство заставших Советский Союз сожалеют о его распаде. Это, в конце концов, была страна-первопроходец, одной ногой стоявшая в неблагополучии, зато другой уже в утопии. Фантастически развившая образование и науку, создавшая уникальную медицинскую систему, сумевшая обеспечить после абсолютной бедности базовые социальные блага для своих граждан.
Не только в идеологии этой страны, но и в самом коллективном сознательном и бессознательном ее граждан был заложен прорыв к новой, солидарной и осмысленной жизни, основанной на совсем иных принципах, нежели классическое homo homini lupus est.
И вот случилась «перестройка» – великолепный термин, внедренный Михаилом Сергеевичем. Со стороны смотрелось все это примерно так. Допустим, загудел у вас кулер в компьютере, а вы берете кувалду и ка-а-ак вдарите по нему! А потом опять ка-а-ак вдарите!Потому что у вас есть план: вы задумали из осколков старого компьютера создать новый, с экраном в два раза больше, и с винчестером в четыре, и чтобы кулер, конечно, не гудел.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин Язов, Горбачев и Рыжков
В какой-то степени так и было. Роковой наивности хватало. Хватало и многолетней усталости. И следует признаться честно, что далеко не один Горбачев молотил по стране кувалдой, хотя его кувалда, конечно, была побольше, чем у остальных.
Я вовсе не поклонник этой исторической уже личности, скорее, наоборот. Но к проклятиям в адрес старика, которому стукнет восемьдесят девять, не могу отнестись иначе как с грустью. Ведь все, что он делал, он делал очень давно – а далекое прошлое не должно вызывать страстей, даже если последствия приходится расхлебывать по сей день.
Понятное дело, что если Советский Союз развалился, то президент его со своей функцией не справился. Можно согласиться с тем, что Михаил Сергеевич на высоком посту изрядно наломал дров, но вот согласиться с тем, что он делал это в одиночку, было бы очень наивно.
Ведь помогали ему по мере своих сил, и весьма активно, очень многие: соратники, спецслужбисты, диссиденты, номенклатура, интеллигенция, духовенство, комсомольские работники, будущие обретатели и накопители капиталов и так далее.

© Sputnik / Леонид Палладин Михаил Сергеевич Горбачев и Николай Иванович Дементей
Многие помогали сознательно, имея в виду свой личный интерес. Кто-то поддался всеобщей преобразовательной лихорадке. Но как только речь заходит о виноватом в распаде сверхдержавы, упоминается именно Горбачев. В этом есть определенный смысл: кто главный, тот и за все ответственный. За ореол власти следует платить.
Я знавал одного председателя колхоза, который, как подвыпьет, рассказывал неизменно одну и ту же историю. На закате коммунизма к ним в колхоз приехал Горбачев, ну, понятное дело, не специально к ним, проездом остановился показаться перед камерами с глубинным народом. «Захотел в туалет… – понижая голос, вспоминал председатель. – Я его… в туалет водил». На этом мемуар заканчивался. Никаких сенсационных подробностей председатель не сообщал. И зло ругал Михаила Сергеевича за развал страны.
Однако на тот момент, на момент их парадоксального знакомства, Горбачев был Генеральным секретарем ЦК КПСС, верховным жрецом абсолютной власти. Личность его, в общем, в данной ситуации не имела значения, – имело значение лишь то сакральное, что он воплощал.
Не Горбачева, но это сакральное председатель водил туалет, застывая у двери в благоговейном карауле, и осознание этого факта многие годы спустя продолжало кружить ему голову.
Разочарование в такой сакральности оборачивается абсолютным презрением. И Михаил Сергеевич, выпустив из рук вожжи перестройки, не оправдал надежд впоследствии чехвостившего его на чем свет стоит председателя, хотя сам этот председатель совсем неплохой бизнес поимел на своем колхозе в постперестроечное время.

© AFP 2020 / YURI LEZUNOV Михаил Горбачев с французскими актерами Пьером Ришаром и Жераром Депардье
Да, Горбачева ругают многие, обогатившиеся или сделавшие карьеру именно благодаря его неосмотрительным действиям. Однако никто отчего-то не спешит швырнуть ему в лицо приватизированные заводы и обретенные капиталы. Слова, в обесценивании которых так часто и так справедливо упрекают последнего генерального секретаря, остаются лишь словами.
Я вижу здесь ключевой парадокс: политика Горбачева состояла в том, чтобы не брать на себя ответственность за страну, но в результате этой политики именно его сделали козлом отпущения за все, что с этой страной произошло.Между тем, в стремлении уйти от ответственности, не отвечать прямо на дыбом уже стоящие вызовы своего времени, Горбачев явился типичным представителем поздней советской номенклатуры. Такова была элита последних времен Союза – не кровожадная, покладистая, однако фатально лишенная энергии и агрессии, травмированная сталинскими чистками и уставшая от ритуальной необходимости изображать веру в идеал, который она уже в силу своей антропологии не могла воспринять.
Так, менее чем за неделю до дня рождения Горбачева пришло скорбное известие: в возрасте девяноста пяти лет скончался последний маршал Советского Союза Дмитрий Язов. Его оплакали многие из тех, кто запросто отправил бы Михаилу Сергеевичу ругательную открытку.
Однако, если мы посмотрим на то, как повел себя маршал во главе силовой составляющей попытавшегося изолировать (или поигравшего в изоляцию) Горбачева ГКЧП, то увидим тот самый до боли узнаваемый стиль.Ведь, подобно тому, как Горбачев стал во главе самораспустившегося Советского Союза, Язов стоял во главе самопобедившей самой мощной в мире армии. Ввел в собственную столицу танки и бросил хлопцев в шлемах с развеселой толпой наедине. То, что в результате этого гудерианства случилось так мало жертв, – заслуга исключительно высокой организованности советского солдата.
Как и Михаил Сергеевич, маршал взялся за гуж и сказал, что не дюж. Зачем было в таком случае вообще браться, он умолчал. Впрочем, один из покинутых им на площади танков прекрасно послужил постаментом для восходящего Ельцина.
В свое время широко тиражировали пленку с кающимся Язовым:
«Разрешите, я скажу несколько слов для Михаила Сергеевича?»
– «Говорите».
– «Дорогой Михаил Сергеевич. Я старый дурак. До конца моих дней меня будет жечь позор за принесенные вам, стране и народу беды...»
– «Говорите».
– «Дорогой Михаил Сергеевич. Я старый дурак. До конца моих дней меня будет жечь позор за принесенные вам, стране и народу беды...»
А ведь заслуженный человек, фронтовик, в личном мужестве никак не откажешь ему.
Потом устаканилось, Дмитрий Тимофеевич приосанился и не раз помахал кулаками после драки, свои извинения перед Сергеичем довольно быстро забыв. Ну а перед хлопцами в танках и перед оставшимися без страны гражданами СССР никто извиняться не подумал. Маршалы перед солдатами не каются.
Стиль, если отбросить риторику, тот же самый, не самых плохих, в общем-то, не жестоких и не алчных людей. Но в жизни территорий, на многих из которых до сих пор идут процессы распада, эти люди сыграли роковую роль.Думаю, это было невольно. Попытки задним числом сделать из того же Горбачева чуть ли не антиштирлица старина Оккам со своей бритвой одобрил вряд ли бы. Все слишком хорошо объясняется и без этого, и слишком хорошо ложится на общий тогдашний настрой.
Хотя даже для самого Михаила Сергеевича сегодня престижнее изображать многолетнего тайного диссидента, чем возницу, загремевшего вместе с повозкой.
Что действительно трудно простить экс-генсеку – это пошлейшее участие в рекламе пиццы, когда осколки вверенной ему страны корчились в муках девяностых. Здесь действительно какое-то абсолютное дурновкусие, на уровне глумления.
А ведь нельзя не заметить, что та самая перестройка, стремительно обернувшаяся крахом, имела на самом деле и здоровое начало. Народ на какое-то короткое время вновь почувствовал себя субъектом истории, ощутил свое призвание и свои силы.
Сколько автохтонных умельцев, вдохновившись, начали творить! Один из таких в недалеком дворе, помню, самостоятельно спроектировал и собрал автомобиль, более похожий то ли на лодку, то ли на гроб, и разъезжал на нем, гордясь, с жутким грохотом и выстрелами, окутанный клубами черного дыма.
Книжные магазины наводнились книжками из сокровищниц мировой мысли, ранее запрещенными закостеневшей властью, купить их можно было за гроши. Люди смотрели довольно весело, сохраняя лояльность стране. В преодоление трудностей многие еще верили.
Однако гайки стали не просто ослаблять, а откручивать и тащить себе в карман. И делали это именно элиты вместе с теми, кто этим элитам был близок. Никто из рулевых это не остановил, и главный рулевой Михаил Сергеевич тоже остался индифферентен.Собственно, очень много деструктивного было попросту навязано сверху теми же, кто ослабил гайки. Только действовали они, навязывая, не привычными кондовыми советскими методами, но более современными, манипулятивными, которые дурно освоили и на том погорели. И первое в мире государство сверхидеи ждал постыдный конец во имя торжества полиэтиленовых пакетов.
Это, безусловно, и личная трагедия Горбачева. И проклятия в его адрес как минимум запоздали. В конце концов, среди нас живет легендарная уже фигура, находившаяся в эпицентре Красного Заката – хотя бы по факту места и ранга. И фигура, как мы уже заметили, крайне типическая.
Что толку проклинать короля Лира, даже если он вздумал рекламировать пиццу? Король, как известно, лишь первый среди равных. Тем более что Михаил Сергеевич давно уже король в изгнании. Пусть будет здоров и живет долго. И вы, клянущие его на чем свет стоит, оставьте старика в покое. Да, в решающий исторический момент он оказался ни холоден, ни горяч, но много ли среди вас самих холодных и горячих?
Лучший фильм Кустурицы, «Подполье», заканчивается великолепной фразой: «Простить – можно. Забыть – никогда». Не только в случае Михаила Сергеевича она уместна.
Дискуссия
Еще по теме


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЭСТОНИЯ
Журнал «Огонёк» (1980 г, №27) к 40-летию Советской Прибалтики. ЧАСТЬ III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Реплик:
17
Еще по теме


Марина Крылова
инженер-конструктор
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЭСТОНИЯ
Журнал «Огонёк» (1980 г, №27) к 40-летию Советской Прибалтики. ЧАСТЬ III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ


Марина Крылова
инженер-конструктор
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЛАТВИЯ
Журнал «Огонёк» (1980 г, №27) к 40-летию Советской Прибалтики. ЧАСТЬ II


Евгений Гомберг
Убежденный рижанин, инженер-электрик по АСУ
Как мне нищий дал денег
то, что не забывается


Александр Черевченко
Главный редактор газеты «7 секретов»
Вопросы Владимиру Мироненко
Комментарии
№1 Леонид Соколов
02.03.2020
07:46
Представляете, а ведь Горбачёв и Рыжков могли бы править и сегодня...
Жуть!
№2 Roman Romanovs
→ Леонид Соколов,
02.03.2020
07:51
Не понял насчет пиццы.В одном из произведений Марио Пьюзо сицилийский дон поносит Горбачева: был крестным отцом огромной страны,а опустился до рекламщика пиццы.
Так почему же все остальное можно простить,а рекламу пиццы нельзя?
№4 Андрей (хуторянин)
→ Леонид Соколов,
02.03.2020
08:13
Спасибо Горбачеву. Плохо-ли, хорошо-ли, но он запустил процесс. Я помню. Это было как глоток свежего воздуха. Появился выбор. Появилась возможность работать на себя и свою семью, получать заработанное. Закончилась уравниловка. Горизонты расширились во всех смыслах. Здоровья ему и долгих лет жизни...
№5 Марк Козыренко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
10:20
Плохо, даже очень плохо он запустил процесс. Наверх повылазила всякая сволочь, всё разворовали и разбазарили... Можно было сделать всё гораздо лучше...
№6 Андрей (хуторянин)
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
10:26
Наверняка можно было лучше. Но никто не знал как. То что мы теперь Европа, хоть и задворки, его заслуга. Некоторые итоги уже можно подводить...Мне нравится.
№7 Александр Гильман
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
10:41
Слово "заслуга" здесь неуместно. Горбачев был ярым противником распада СССР. Оппоненты, в том числе автор статьи, упрекают его, что он не сумел эффективно защитить страну, во главе которой стоял. Ваша мысль близка к позиции человека, который построил свой дом на пожарище и теперь хвалит пожарного за то, что тот проспал пожар.
Горбачев хорош тем, что стремился дать народу свободу. И плох тем, что свободу не сумел защитить - в том числе от многочисленных добелисов. По-настоящему его можно было бы хвалить, если весь СССР стал частью объединенной Европы. Такую цель Горбачев ставил , но...
№8 Андрей (хуторянин)
→ Александр Гильман,
02.03.2020
10:50
Не стану спорить, не силен в политике. Сужу со своей колокольни. То чем я всю жизнь занимаюсь (организация производства) сегодня обычный бизнес. Во времена СССР за работу на себя могли и посадить. Я бы охарактеризовал горбачевский период так: Выпустил джина из бутылки и испугался...Но процесс пошел.
№9 Александр Гильман
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
10:57
Тогда надо разделить: свобода бизнеса - заслуга Горбачева. Бизнесом сейчас можно заниматься на всем постсоветском пространстве. Пребывание в Евросоюзе - нет, поскольку большинство наших соотечественников туда не попало.
№16 Александр Кузьмин
→ Александр Гильман,
02.03.2020
12:18
Горбачев был типичным партийным номенклатурщиком и как оказалось жалким и неумелым. Даже если он в своих мечтах преследовал благородные цели, они оказались ему не по плечу. Масштабы преоброзования, переустройствая оказались значительно масштабнее его личности и его потенциала. В итоге пустив все на самотек, а потом еще и сбежав с тонущего корабля передав руководство забулдуге боцману, он развалил страну. Сегодня весь мир признает что развал СССР был огромной геполитической катастрофой породив небывалую напряженность в Европе, да и в мире тоже.Так в чем его заслуга, господа мать вас?
№40 Александр Гильман
→ Александр Кузьмин,
02.03.2020
14:27
Заслуга Горбачева в том, что он дал свободу. Она перекрывает все его упущения.
№43 Александр Кузьмин
→ Александр Гильман,
02.03.2020
15:09
Мне свободы хватало, захлебнуться можно было, а сейчас иногда просто хочется чтобы ее было меньше. Свобода превратившиеся в разнузданность и вседозволенность ни к чему хорошему не приводит.
№44 Александр Кузьмин
→ Александр Кузьмин,
02.03.2020
15:12
П.С. Почему то у этой свободы нет хороших фильмов, хорошой литературы которая была в эпоху "несвободы" и люди во власти все больше мелкотравчатые и вороватые.
№36 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
02.03.2020
14:00
Проспал или нарочно поджёг - плевать. С этим пусть на небесах разбираются. Не помешал спалить развалюху - на том спасибо.
№10 Марк Козыренко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
11:29
Почему - никто не знал? Китайцы, получается - знали.
№11 Андрей (хуторянин)
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
11:34
В смысле? Вам нравиться сегодняшний Китай? Хотели бы там жить и работать?
№13 Марк Козыренко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
11:54
Я мало знаю о сегодняшнем Китае, но что знаю - заставляет относиться к нему с симпатией. Нынешняя ЛР вызывает только антипатию.
№15 Андрей (хуторянин)
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
12:14
Я был в Шанхае на мебельной выставке. Когда смотришь вниз с небоскребов, понимаешь какой путь они прошли. Но мы попросили гида провезти нас по окраинам...Каменный век. Расслоение между бедными и богатыми побольше чем в Латвии. В 5 звездном отеле все прекрасно. Выйдешь за пределы, грязища и срач.
№23 Марк Козыренко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
12:57
Ну, не всё сразу, а идут они, ИМХО, в правильном направлении.
№14 Александр Кузьмин
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
12:05
Да бросьте Вы насчет уравниловки тем более в Латвии во времена СССР. Рыболовецкие колхозы которые сгинули и рыбаки жили как сыр в масле. Где они теперь. Сортируют мусор в англиях и ирландиях, работают на стройках капитализма далеко от Родины. Колхозы миллинеры и колхозники тоже жили хорошо. В Адажи чтобы устроиться работать надо было иметь большой блат и пройти серьезный испытательный срок. На ВЭФе и других крупных предприятиях кто работал и умел работать тот всегда мог заработать. 13-14 зарплаты, оплачиваемый отпуск, санатории за копейки. Когда я рассказывал в России о заработках люди завидовали. Мой коллега работая на ВЭФе умудрялся на своем приусадебном участке выращивать цветы и на 8 марта возил их в Ленинград на продажу. Уходили влет. Кто хотел и умел зарабатывали хорошо, они и сегодня зарабатывают хорошо только далеко от Родины, не всякий имеет коммерческую жилку и хитрожопость чтобы зарабатывать в Латвии.
№17 Андрей (хуторянин)
→ Александр Кузьмин,
02.03.2020
12:23
Я тоже в советское время зарабатывал хорошо. Только это считалось преступлением.
Вы считаете что это нормально если выпускник ПТУ зарабатывал больше профессора?
№18 Леонид Радченко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
12:28
Вы считаете что это нормально если выпускник ПТУ зарабатывал больше профессора?
Не знаю, как ответит вопрошаемый, но я считаю нормальным (если выпускник ПТУ кем-то работал, разумеется, а не получал деньги только за то, что он выпускник ПТУ). Считаю ненормальным вообще сравнивать доходы.
№20 Андрей (хуторянин)
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
12:46
Почему? Все имеет свою цену. И руки и мозги. Во всем мире мозги ценяться дороже чем руки. В стране победившего пролетариата было наоборот. Пролетариату нравилось, тем кто зарабатывает мозгами нет.
№21 Леонид Радченко
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
12:53
Во всём мире действует закон спроса и предложения. Он и цену определяет.
В стране победившего пролетариата никто не принуждал идти в профессора. Не нравится зарплата? Иди в шахтёры. На Крайний Север. Но не шли. Что-то привлекательное находили в профессорстве. Так зачем ему платить больше?
№22 Андрей (хуторянин)
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
12:57
Именно так. Во всём мире действует закон спроса и предложения. В СССР существовал план, фонды, разнарядки и т.д.
№27 unknown
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
13:10
Во всём мире действует закон спроса и предложения. Он и цену определяет.
Вы описали механизм ценообразования в рыночной экономике. В плановой совсем не так.
№28 Леонид Радченко
→ unknown ,
02.03.2020
13:25
И в плановой считаются со спросом и предложением. Если бы не было отбоя от желающих работать шахтёрами в Заполярье, им стали бы меньше платить.
№30 unknown
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
13:42
Ой ли. Вы написали нечто вражеское марксистскому слуху. Утилитарная школа, сформировавшая теорию ценообразования на баз спроса-предложения, является идеологическим врагом марксистской мысли и ее теории о труде, как основе ценообразования.
№31 Марк Козыренко
→ unknown ,
02.03.2020
13:44
Тем не менее плановики тоже в своих рассчетах учитывали реальные потребности.
№33 unknown
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
13:53
Примерно так: напрячься и купить у фиата завод. Потом 30 лет одну машину клепать устаревшую.
№35 Марк Козыренко
→ unknown ,
02.03.2020
13:59
Ну так ширпотреб и не был приоритетом СССР. За какой классной была та же Чайка.
№37 Борис Бахов
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
14:10
Что ж вы, Марк, не купили себе её? В США Packard Patrician, с которого была скопирована Чайка, стоила в то время 5 тысяч баксов. Рядовой столяр, конечно, позволить себе такую роскошь не мог, те 5 тысяч были деньгами внушительными, но владелец небольшой успешной мебельной фирмочки вполне мог поднапрячься.
№38 unknown
→ Марк Козыренко,
02.03.2020
14:13
Так в том и фишка, что рынок формирует цены на миллионы позиций через спрос-предложение, а план - помогает решить где ГЭС строить, чтобы метзавод рядом построить чушки выплавлять, а дальше тяжело уже планировать....
№47 Марк Козыренко
→ unknown ,
02.03.2020
17:03
Ну так и подпристроили бы небольшой частный бизнес, как китайцы - зачем всё ломать-то было?
№39 Леонид Радченко
→ unknown ,
02.03.2020
14:14
Ну что поделать, законы природы сильнее царских указов.
№46 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
15:43
Вот и получили полную технологическую деградацию к концу 80-х. Талантливые амбициозные молодые люди шли не в науку, а в шахту кайлом махать. На их место приходили бездари и бездельники, которым даже в шахте работать влом. Они потом становились профессорами и выращивали следующее поколение недоучек.
А в 80-х, когда парням отменили освобождение от службы в армии, все ВУЗы вообще превратились в институты благородных девиц.
№49 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
02.03.2020
20:42
Ненависть застит Вам глаза, так что даже здравый смысл отказывает. Стране нужны полезные ископаемые — значит кто-то должен работать в шахте. Чтобы были желающие работать, нужна привлекательная зарплата, за маленькую никто добровольно не пойдёт. Или Вы за возвращение ГУЛАГа времён товарища Берия? Я сам в молодости, после армии, поработал в шахте на Крайнем Севере. Никаких талантливых и амбициозных среди работяг там не встречал.
Освобождение от службы в армии действовало совсем недолго: его ввели в 1967 году. Я сам завершил обучение в вузе, отслужив два года срочной службы в армии. И ничего, имею диплом с отличием. При этом не был ни членом КПСС, ни комсомольским активистом.
№50 Александр Гильман
→ Леонид Радченко,
02.03.2020
21:09
Почти все советское время студентов в армию не брали. Исключение 1942 - 1945 и 1965 - 1970 годы рождения. Это спад рождаемости в годы войны и ее вторая волна.
После института забирали на год. Но уже с середины 60-х стало все больше военных кафедр, выпускавших офицеров запаса. В Латвии военка была и в университете, и в политехе, и в РКИИГА, и кажется, даже в сельхозакадемии.
То есть практически для всех, кто родился в 1946 - 1964 годах, высшее образование было спасением от службы в армии.
Сейчас мне трудно сказать, но вполне вероятно, что я бы не пошел в вуз, если бы не угроза службы в армии. Мне моя профессия железнодорожного рефмеханика нравилась еще со школьной скамьи.
№52 Леонид Радченко
→ Александр Гильман,
02.03.2020
21:42
После института забирали на год.
Верно, давали отсрочку, чтобы доучиться. Помню одного такого годичника. Из Риги, лицо еврейской национальности. Фамилия Черфас или Черфус. В Риге потом нигде его не встречал.
№57 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
03.03.2020
06:37
Вы забыли 82 год до самого конца СССР. Тогда забирали в армию прямо из института рядовым. Наш год еще успел закончить и пошли двухгодичниками. Те, кто моложе нас, шли в армию прямо из ВУЗа.
№59 Александр Гильман
→ Дарья Юрьевна,
03.03.2020
07:28
Правильно, только не 1964, а 1965. И, кажется, 1970 годом это кончилось. У нас вообще 1971 почти не призывали, но и в целом по СССР отменили призыв студентов.
№64 Дарья Юрьевна
→ Александр Гильман,
03.03.2020
08:05
К призыву 70-го года уже и СССР дышал на ладан. Ему тех, кто призван, кормить уже было нечем, не то что новых призывать.
№67 Александр Гильман
→ Дарья Юрьевна,
03.03.2020
08:46
Проблема не в отсутствии еды, солдат бы прокормили. Общество демократизировалось, во главе процесса была либеральная интеллигенция, а для нее призыв в армию ребенка - трагедия. О дедовщине тогда же стали писать много. Так что отмена этого призыва была неизбежна.
Моему сыну через пару месяцев - 18, он гражданин России. Очень хорошо понимаю психологию, о которой пишу.
№62 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
03.03.2020
07:41
Отправляли служить срочную тех, кто поступил на дневное в 81-ом году и позже. Кто успел поступить в 80-ом - доучивался без приключений.
№63 Александр Гильман
→ Марк Козыренко,
03.03.2020
07:51
Марик, я по турклубу помню: первый раз призвали осенью 1983 года второкурсников, им как раз 18 исполнилось. Так что поступившие в 1981 спаслись.
И призывали не по году поступления, а по году принятия решения. Решили в 1983 году призвать студентов - и стали грести. Вероятно, это связано с приходом к власти Андропова в ноябре 1982 года.
№65 Roman Romanovs
→ Александр Гильман,
03.03.2020
08:33
Решили в 1983 году призвать студентов - и стали грести. Вероятно, это связано с приходом к власти Андропова в ноябре 1982 года.
--
Неа...Это связано с второй волной- отсутствием детей от неродившихся во время войны.В 83 году МО СССР издало указ,по которому в армию начали грести слепых,глухих,шизиков и так далее.
№66 Александр Гильман
→ Roman Romanovs,
03.03.2020
08:42
Я об этом писал в № 50. Но помимо констатации проблемы необходима была и политическая воля. В последние годы жизни Брежнева власти старались ничего не решать. При Андропове началась бурная деятельность. В ходе нее и было принято решение призывать студентов.
На самом деле 1965 год - рановато для второй волны. Разницу между поколениями в советской социологии было принято считать в 25 лет, могли дать поучиться еще. Но общая тенденция к закручиванию гаек решила.
№69 Roman Romanovs
→ Александр Гильман,
03.03.2020
08:58
Не знаю,что там решала советская социология,но для тех,кто с этим столкнулся лично,объяснять не надо.Указ министерства обороны не про студентов был.
У нас ни одного прапорщика не было.Наказание в виде наряда вне очереди( по уставу) нельзя было обьявить,ибо ходили через сутки в наряд.Гаупвахта считалась непозволительным отдыхом ,такого наказания не было,человека посылало только на г..вно.А для сержантов- начальника караула( и это для дедушек) служба превращались в настоящий ад.Через сутки в наряд.Это значит- каждые 2 часа разводить(В действительности меньше спать подряд).У нас патрульные сами менялись,когда никто не видел.Любое ЧП- дисбат для сержанта сразу,ибо на посту солдат с чужим автоматом.В другой части все было по уставу.Попробуйте такого сержанта разбудить.
№71 Александр Гильман
→ Roman Romanovs,
03.03.2020
09:08
Проблема не в недостатке солдат, а в избыточности Советской армии. Надо было просто сокращать ее, и нечего было бы с такими муками охранять. Что и произошло в современной России.
№72 Roman Romanovs
→ Александр Гильман,
03.03.2020
09:34
Так Горбачев этого практически не сделал .на 90 год только официально было около 4.5 млнчеловек.Смотрим количество армии на 45 год,когда страна была на военном положении, и хватаемся за голову.Этот мудак утратил контроль над денежной массой,отменил налог на бездетность,лишил на треть в год бюджет антиалкогольной компанией и так далее,и при этом надо было содержать такой груз.Тут ни одна экономика не выдержит.
№73 Марк Козыренко
→ Александр Гильман,
03.03.2020
09:56
Да, ты прав, я на год ошибся.
№60 Александр Гильман
→ Леонид Радченко,
03.03.2020
07:31
Черфас - очень известная в Риге семья. Он - выдающийся врач, она - университетский преподаватель латыни. Дочь у них была в Израиле, и случилось невероятное: маме разрешили ее навестить. Об этом весь город говорил. Гадали, какого такого начальника спас доктор Черфас, что с ним таким образом расплатились.
Вполне вероятно, что Ваш Черфас - сын этой пары.
№74 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
03.03.2020
10:07
Верно. Нам в универе преподавала латынь Лия Черфас. Благодарен по гроб за науку.
№75 Ольга Шапаровская
→ Борис Бахов,
03.03.2020
12:17
Для Вас она в своем почтенном возрасте была не Лия, а Лия Моисеевна. У нас же Черфас преподавала еще и античную литературу.
№76 Борис Бахов
→ Ольга Шапаровская,
03.03.2020
13:50
Отчества приняты отнюдь не везде, не всегда и не в каждом языке.
№53 Kęstutis Čeponis
→ Александр Гильман,
02.03.2020
23:03
Брали на два года и после ВУЗа с военной кафедрой - но уже как офицера.
№58 Дарья Юрьевна
→ Kęstutis Čeponis,
03.03.2020
06:42
Брали в 80-х прямо с учебы, несмотря на военную кафедру. Знаю одного латыша 64 г.р., которого призвали после 1-го курса на два года. Знавала одного литовца 67 - 68 г.р., который отслужил только год, потом начались движения за независимость и прибалтов отправили по домам.
№24 Иван Киплинг
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
13:01
В мире победившего капитализма бизнесмен зарабатывает не просто больше профессора, а больше в разы, хотя сам бывший троечник. И ничего, профессор особо не парится по этому поводу.
№25 unknown
→ Иван Киплинг,
02.03.2020
13:08
Бизнесмен берет риски. В среднем бизнесмен конечно материально беднее профессора. Профессор - стабильно высокооплачиваемый труд, а в бизнесе только 1 из 5 инициатив выживает 3 года. В высококонтрастных областях соотношение 1:10 или 1:20. Другими словами, на одного успешного богатого предпринимателя, много не столь успешных.
№29 Иван Киплинг
→ unknown ,
02.03.2020
13:31
Вы правы. Так и в СССР средний выпускник ПТУ зарабатывал меньше среднего профессора. Кроме того, средний советский родитель желал, чтобы его чадо было профессором, нежели выпускником ПТУ.
№80 Владимир Бычковский
→ Иван Киплинг,
03.03.2020
18:43
Но ни профессор, ни выпускник ПТУ не вкладывал в свою карьеру НИ ОДНОЙ КОПЕЙКИ, а наоборот получали и бесплатное жильё, стипендии и афигенные профессорские зарплаты, не говоря уж о процентах с творческих профессорских трудов, кстати, плюс на халяву, комнату под кабинет в СВОЕЙ квартире. Так что не ндо ля-ля, мы ТОГДА жили....
№26 Александр Кузьмин
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
13:10
Профессора тоже разные бывали, Одни получив звание поживали на лаврах, другие вкалывали. Как мне говорил один знакомый работающий в московском НИИ, один работает другие бегают вокруг него. Так что сравнение некорректно. Иной ПТУшник мог дать фору профессору. Я знавал таких.
№54 Ирина Кузнецова
→ Андрей (хуторянин),
02.03.2020
23:06
Так же появилась возможность работать годами без зарплаты.
№61 Андрей (хуторянин)
→ Ирина Кузнецова,
03.03.2020
07:40
Годами без зарплаты? Это диагноз...
№79 Ирина Кузнецова
→ Андрей (хуторянин),
03.03.2020
18:38
В колхозе перестали за работу платить зарплату, а назначили приватизацию квартир через года два . Если уволишься сам, то потеряешь право на квартиру. При увольнении терялись права на паи и право приватизировать квартиру. Колхоз прибирался к рукам обдуманно и хитро.
№81 Андрей (хуторянин)
→ Ирина Кузнецова,
03.03.2020
18:44
Согласитесь, теперь гораздо лучше. Заработал-купил. Не нужно ни прав ни паев. И выбрать можно. Дом, город, район,страну...
№34 Борис Бахов
→ Леонид Соколов,
02.03.2020
13:58
Не, не могли. Вопреки всхлипам спикера ни тогда, ни сегодня никакого желания жить в совдепии не было ни у баранов, ни у козлов. Одной ногой в канаве, другой в яме? Да ещё впереди планеты всей? Увольте. Да и самого спикера в тот рай колом не загонишь, буде представилась б такая пропозиция.
№42 Леонид Соколов
→ Борис Бахов,
02.03.2020
14:45
Я говорил, чисто о теоретической возможности.
№3 Юрий Васильевич Мартинович
02.03.2020
08:10
"Мы не сеем, не пашем, не строим, а гордимся общественным строем!" М.С. - как символ деградации власти.
№12 red pepper
→ Юрий Васильевич Мартинович,
02.03.2020
11:49
гордиться общественным строем Горбачев как раз и отменил. По Вашему власть до Горбачева не деградировала?
№19 unknown
→ red pepper,
02.03.2020
12:31
По Вашему власть до Горбачева не деградировала?
Это как раз то, что упускают из виду хулители последнего генсека коим он предстает эдакой химерой, запустившей процесс разложения процветающей страны.
ИМХО, для кого чтобы хоть сколь-нить качественно обсуждать поздний СССР и Горбачева, надо качественно описать социальный и экономический контексты второй половины 80х.
№32 Юрий Васильевич Мартинович
→ red pepper,
02.03.2020
13:52
Советская власть начала деградировать с момента смерти И.В.Сталина. Только М.С. поставил в этом вопросе жирную точку. Конечно, был еще и Ельцин пережиток партийной номенклатуры, который продолжал добивать, но уже Россию. Правда он перед этим сдал свой партбилет Горбачеву, хотя, в принципе, это ничего не меняет.
№41 red pepper
→ Юрий Васильевич Мартинович,
02.03.2020
14:27
Какая необычная концепция. Т.е. по вашему, за 70 лет советской власти, эта власть смогла сгенерировать всего одного достойного руководителя (Ленин не в счет, он практически прекратил работать после 22 года), а остальные лишь деградировали. Странно для любителей всего советского.
№45 Александр Кузьмин
→ red pepper,
02.03.2020
15:42
"Какая необычная концепция".
Правильная концепция. В большой степени так и есть. Надо учесть тот факт что ВОВ выбила огромное число настоящий коммунистов. Они гибли перыми поднимая роты и батальоны в атаку. Перыми гибли в плену и в оккупации. К хрущевскому правлению партия пришла с огромной армией приспособленцев и чиновников от партии далеко не того довоенного калибра. Все это способствовало деградации людей и идей что привело в конце концов к власти таких безъидейных и перевертышей как Горбачев, Яковлев, Гайдар и Чубайс.
№56 Прокат Ледорубов
→ Александр Кузьмин,
03.03.2020
02:14
Плюс ещё после ВОВ чистки в партии закончились, что дало возможность закрепиться всей этой хрущёвской контре на руководящих должностях. Ну а дальше с такими умельцами как Яковлев, это уже было делом техники...
№48 Юрий Васильевич Мартинович
→ red pepper,
02.03.2020
20:11
Почему Ленин не в счет? НЭП - это и есть его заслуга, а не военный коммунизм оппонентов. Когда то был такой анекдот, дед пришел к секретарю райкома и спрашивает, а кто строит коммунизм, ученые или КПСС? Конечно же КПСС, ответил секретарь. Дед подумал и говорит, вот и я говорю то же самое своей бабке, потому что ученые все бы на собаках проверили. За все годы существования КПСС, в руководящих органов власти не было ни одного экономиста, финансиста или производственника. Одни функционеры. Даже скажу такую крамольную вещь, что в других госструктурах, которые должны были заниматься организацией хозяйственной деятельности, у руля были те же партийные функционеры. Так что повсеместно все подавлялось руководящей ролью партии. Это не теоретическое умозаключение, а реально прожитая жизнь. Любители советского, являются любителями того, что создавалось вопреки, а не во благо. Парадокс, но это так.
№51 Константин Рудаков
→ Юрий Васильевич Мартинович,
02.03.2020
21:31
Передергиваете ) Даже Брежнев был вполне себе производственником лет так до 30-ти.
№68 Юрий Васильевич Мартинович
→ Константин Рудаков,
03.03.2020
08:57
Не смешите. Какой он производственник? У него не было в том возрасте даже постоянного места работы, постоянно был в активном поиске. Цель, видимо была хорошо пристроиться.
№55 Kęstutis Čeponis
02.03.2020
23:10
Для нас в СССР был двойной гнет:
- чужеродная нам власть чужого государства, с постоянными жестокими преследованиями литовскости и нашей литовской истории - "буржуазного национализма",
- чужеродный нам в принципе "социализм", с отнятием имущества наших отцов и дедов, с принудительным загоном в колхозы, недовольных и неблагонадежных Совку отправляя в Сибирь.
№70 Юрий Васильевич Мартинович
→ Kęstutis Čeponis,
03.03.2020
08:58
Не вашего имущества, а того имущества, которое отняли у евреев.
№77 Kęstutis Čeponis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
03.03.2020
18:21
При чем тут какие-то евреи :) - и дома, хоз. постройки, лошади, коровы, сельхозинветарь, сады, земля и леса моего дедушки и дедушки моей жены?
№78 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
03.03.2020
18:28
Евреи всегда при всём, и так уже почти четыре тысячи лет. И потом - что это за частнособственнические пережитки, Кястутис? Забудь, общество уже немного смогло приподняться над этими дикостями, приподнимется и впредь - у общества просто, ИМХО, нет никакого другого выхода.
№82 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
03.03.2020
18:53
Дикость - это твой коммунизм,
То есть возврат в первобытное общество. :)
№83 Владимир Бычковский
→ Kęstutis Čeponis,
03.03.2020
19:03
Вы хоть знаете ленинский тезис социализма ?!? Вряд ли. Хорошо, лично для Вас (по памяти). Социализм, это не что иное как КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ государство, результатами деятельности которого пользуется ВСЁ общество (народ). Короче, теперь я Вам поясню своими словами. Ленин предлагал построить КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ государство, а не как во всех прочих странах - государства КАПИТАЛИСТОВ ! Уяснили надеюсь. Можете не отвечать, понимаю....Вас соратники не поймут, если скажите, что поняли, легче меня просто кретином обзовите, я не обижусь. Кстати, это Ленин за месяц ДО Октябрьской революции провозгласил и именно с этой программой и брали его соратники "Зимний дворец". Читайте оригинал, если мне не верите.
№84 Kęstutis Čeponis
→ Владимир Бычковский,
03.03.2020
22:15
Есть пословица давняя о том куда ведут благие намерения... :)