ЛАТВИЯ. РАЗДВОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
07.07.2022


Борис Цилевич
Политик, депутат Сейма
Последние лет тридцать я живу параллельно в двух мирах
Так сложилось

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Анатолий Бодров,
Владимир Бычковский,
Леонид Соколов,
Марк Козыренко,
Леонид Радченко,
Олег Озернов,
Сергей Леонидов,
Vladimir Kirsh,
Юрий Васильевич Мартинович,
Марина Зимина,
Roman Romanovs,
Владислав Николаевич
Активно участвую в общественно-политической жизни Латвии – сперва как правозащитник, общественник, комментатор в газетах и на ТВ, активист партии, потом как действующий политик и депутат.
И одновременно – международное правозащитное сообщество, проекты, кампании и сети, семинары и летние школы, практические и академические публикации в десятке стран, выступления на конференциях. Потом – Совет Европы, тридцать с лишним докладов ПАСЕ, миссии в десяток стран, встречи с президентами, министрами, спикерами, официальное и неформальное общение с коллегами-парламентариями из разных государств и партий.
Поэтому хорошо вижу, как различаются “внутренний” и ”европейский” подходы ко многим вопросам.
Возьмём тему, вернувшуюся в топ общественных дискуссий – интеграция, сплочение общества.
У нас – постоянные стенания: политика интеграции провалилась, всё плохо, общество расколото, надо срочно закручивать гайки!
В Европе же постоянно слышу от экспертов и политиков: как вам в Латвии удалось добиться такого сплочённого общества, избежать конфликтов и насилия – при таких опасных этнических пропорциях и таком жёстком законодательстве? Как вам повезло, у вас такое хорошее меньшинство!
Дело просто в разнице критериев и подходов.
У нас “сплочение общества“ определяется туманно. Некой “не совсем правильной“ части общества предлагается присоединиться к “правильной“за счёт неких символических действий — что-то признать, что-то осудить. Но главное – принять переход на латышский как личную почётную обязанность каждого лояльного гражданина (родной можно использовать в узком домашнем кругу, как недавно высказался президент).
В Европе концепция social cohesion, сплочения общества сформулирована совсем иначе.
Задача демократии – достижение баланса между разнообразием и единообразием. Разнообразие языков и культур – фундаментальная ценность современной Европы. С другой стороны, чтобы государство было дееспособно, необходима некая степень единообразия, общие позиции по ряду базовых вопросов. Интегрированное, сплочённое общество – это общество, в котором достигнут минимально необходимый уровень единообразия и в то же время остаются широкие возможности проявления разнообразия.
В частности, концепция интеграции, разработанная Советом Европы, включает три основные элемента.
1. Общие ценности. Имеются в виду самые основные, ”инвариантные” ценности – уважение прав человека, равноправие мужчин и женщин, демократия. Культурные, религиозные, языковые различия сюда не включаются, тут допустимо широкое разнообразие. Сложности интеграции в “старой“ Европе связаны, в частности, с несоответствием традиций некоторых иммигрантских общин этим базовым ценностям – например, есть направления ислама, не признающие равноправия женщин.
Если кто-то видел такой список, составленных нашими “интеграторами“, поделитесь, пожалуйста.
2. Общий язык. Освоение официального языка — необходимое условие интеграции, демократическое государство должно обеспечить возможности для этого.
Подчеркну: речь идёт не о некоем символическом акте, каком-то “три раза ку“ перед “народом-хозяином“, а о чисто функциональной необходимости участвовать в жизни общества.
Некогда либеральная политическая философия выдвинула концепцию “культурной нейтральности“ демократического государства – подобно тому, как демократия должна быть нейтральной в отношении религии. На практике это, конечно, невозможно, ведь на каком-то языке (или языках) нужно вести делопроизводство, писать законы, отдавать команды в армии. Официальным языком обычно становится, естественно, язык этнического большинства – не потому, что это большинство имеет некие особые, Богом данные права на государство, а исходя из чисто практических соображений.
Такая ситуация неизбежно ставит в менее благоприятное положение людей, для которых официальный язык не является родным, тем более иммигрантов, которые зачастую вынуждены осваивать его уже в зрелом возрасте. Чтобы компенсировать это неизбежное неравенство, в демократическом обществе максимально широко — насколько позволяют ресурсы – используются и другие языки.
В некоторых, особо важных ситуациях это закреплено в конвенциях по правам человека (например, право на перевод для подсудимых и свидетелей в суде), в других случаях определяется другими нормами – в первую очередь, Рамочной конвенций о защите национальных меньшинств, а также “мягким правом“ (например, рекомендации Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств). В первую очередь языки меньшинств используются там, где государство имеет дело с наименее защищёнными — в соцобеспечении, медицине, образовании.
И, конечно, демократическое государство никак не ограничивает использование других языков в частной сфере, включая СМИ и образование (требования лицензирования и аккредитации могут применяться, но они не должны быть дискриминационными по критерию языка).
Сравните с риторикой нашего президента, министров и депутатов.
3. Обеспечение равных возможностей. Ключевой момент – равные возможности должны быть обеспечены не за счёт устранения различий, т.е. ассимиляции, а с учётом и уважением различий – all different, all equal.
Как этот принцип реализуется на практике? Демократическое государство постоянно отслеживает ситуацию – насколько различается положение людей, принадлежащих к разным этническим и языковым группам. Уровень безработицы, образования, доходов, продолжительность жизни, состояние здоровья, представительство на госслужбе и в органах власти и т.п. Диспропорции — тревожный звоночек для властей. Изучают причины фактического неравенства и принимают меры для “выравнивания“ возможностей.
Знаете ли вы о подобных исследованиях и основанной на них политике в Латвии?
Итак. Ответственное правительство, встречаясь с проблемами интеграции, стремится снизить отчуждённость, неприятие, враждебность по отношению к каким-то группам – даже если это вызывает критику со стороны националистов и популистов и может привести к снижению рейтингов. Стремится добиться включения alienated groups в общество, уменьшить диспропорции за счёт поддерживающих мер.
Европейский подход – unity in diversity. Сплочение общества достигается не за счёт уменьшения культурного и языкового разнообразия, а за счёт адаптации государства к разнообразию.
А наша политэлита понимает интеграцию как максимальное ограничение, в идеале – полную ликвидацию разнообразия. Министр образования прямо заявляет с трибуны Сейма: надо, чтобы все думали одинаково! Политэлита во главе с президентом всячески пытается насаждать в обществе нетерпимость к разнообразию – вопреки формальным заявлениям, как правило, ориентированным “на экспорт“, на европейских партнёров.
В современной Европе это необычно. Общество на самом деле более “продвинутое“, чем политический класс, правительство. Люди продолжают общаться – на том языке, на котором им удобнее, дружить, работать вместе, жениться.
А “меры“, принимаемые правительством, науськивают, подрывают сплочённость и провоцируют конфликты…
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Алла Березовская
Журналист
ТАКСОВАЛ И ПОНЕМНОГУ ШПИОНИЛ
В стране набирает обороты шпиономания. За всеми даже не уследишь

Antons Klindzans
ГРУСТЬ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО
убитые надежды и близость коллапса в Душе


Вадим Авва
Публицист
Беглый банкир Авен дал интервью латвийскому изданию
"РАЗБОР ПОЛЁТОВ"

Antons Klindzans
СТАРЫЕ ЦИТАТЫ ПОЛИТИКОВ
в новом свете
Вопросы Борису Цилевичу
Комментарии
№1 Марк Козыренко
07.07.2022
06:15
Вот вроде всё хорошо написано, но я не понимаю, как при всём этом можно быть против защиты населения Донбасса?
№2 Roman Romanovs
→ Марк Козыренко,
07.07.2022
07:07
Славно,что автор живёт в двух мирах и в обеих живёт неплохо.
Мне только одно непонятно- какое отношение международное правозащитное сообщество имеет к Латвии?Такое же небольшое,какое латвийское общество по защите прав потребителей имеет к защите этих прав?
Недавно министр юстиции Борданс сделал интересное заявление о том,что за годы пандемии латвийская судебная система получила дальнейшее развитие.
Ещё бы..Отменить ее основы- дальше уже некуда..
Итак,гражданский процесс регулируется законами о судебной власти и гражданско- процессуальным законом и ничем более.
И вот летом 2020 года Сейм принимает закон о ковиде( как проголосовал автор при его принятии?),согласно которому судья МОЖЕТ ,если соблюдены все права сторон( какая формулировка-то),перевести дело в письменную форму,то есть Сейм фактически отменил гражданско- процессуальный закон.
И Сенат Верховного суда подтвердил,что никаких нарушений в том,что дело рассматривается практически вне процедуры гражданско- процессуального закона,в письменном виде,нет .
Плевать на 6 статью Конвенции по правам человека( право на публичность ),практику европейского суда,требующую,чтобы хотя бы на одном из судов,где рассматривается дело по существу,сторона присутствовала лично.
Забавно,что сенаторы ещё и читают лекции в университете,где преподают предмет гражданского право,который отменили своим решением .
Культ карго настолько у нас укоренился уже,что одним его проявлением больше,одним меньше- какая разница..
№4 Roman Romanovs
→ Roman Romanovs,
07.07.2022
08:17
А теперь посмотрим,как наш автор,борцун за все хорошее,проголосовал за это нарушение 6 статьи Конвенции по правам человека в законе о ковиде.
.Да,возражений не видно..Полный одобрямс..
10. pants . (1) Civillietu un administratīvo lietu tiesa var izskatīt rakstveida procesā, ja iespējams nodrošināt lietas dalībnieku procesuālo tiesību ievērošanu un tiesa nav atzinusi par nepieciešamu lietu iztiesāt tiesas sēdē..
---
Nākamais, 10., ir pašas komisijas priekšlikums, kas attiecas uz iepriekš nosauktajiem priekšlikumiem. Šoreiz tas ir noslīpēts un izdiskutēts. Un tāpēc aicinu to atbalstīt.
Sēdes vadītāja. Lūdzu zvanu! Balsosim par 10. – atbildīgās komisijas priekšlikumu! Lūdzu, balsosim! Par – 82, pret un atturas – nav. Priekšlikums atbalstīts.
---
№8 Сергей Леонидов
→ Марк Козыренко,
07.07.2022
11:19
В ПАСЕ берут только тех, кто подписывается кровью под символом веры: Янукович сбежал сам, одесситы сожгли себя сами, население Донбасса себя само обстреливает, на Украине торжество демократии и прав человека. Аминь.
№30 Владимир Бычковский
→ Марк Козыренко,
07.07.2022
18:01
Вот сегодня , опять троих детишек в Донецке убили ракетой, они в песочнице на Детской площадке играли.....Ну какая СВОЛОЧЬ скажет - ТАК им и надо ?!?
№3 Олег Озернов
07.07.2022
08:01
Присела на ветку птица Говорун...
Сначала список собственных рэгалий, симпозимов, рукопомазаний со светочами демокраси́, докладов никому ни о чём про всё и никак.
Затем список пунктов, т.н. концепции интеграции ЕС. Той самой ...опы, славной бомбёжками, геноцидом, этноцидом "не интегрируемых", фашизмом, разнузданной русофобией, православофобией, и сатанизмом.
Вдогонку привычная импотентная "критика" на зарплате латв. властей под вечным согласосовским девизом "что ж такое, как же так!".
И перлом, вишенкой на тортокуче - "современной Европе это необычно". Типа сидит во дворце демократии этакая благообразная, непорочная, чинная старуха ангельской внешности, ноги в тазу полном тёплой крови младенцев, руки в ней же по плечи косметическим кремом, и ей крайне "необычно".
Цилевич, тридцать лет - в год по серебрянику, плюс надбавки, бонусы, ништяки за сидение в двух парламентах тебе цена!
№5 Юрий Васильевич Мартинович
07.07.2022
09:43
Где то пропал наш главный дежурный избиратель Леонид Соколов, это его клиент опять появился. Опять слова, слова, слова..., и опять без поступков. Результат за все годы нулевой.
№6 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
07.07.2022
10:21
Здесь я...
Странно, что автор ни словом не обмолвился об идущей на Украине войне, которая делает
все эти умные рассуждения немного неуместными.
Скажу проще, “сплочение общества“ сильно зависит от исхода этой войны.
№7 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
10:40
Заявления о войне на Украине неуместны. Там идёт специальная военная операция по предотвращению атаки ВСУ на Донбасс. Чём скорее она закончится - тем для всех будет лучше. Но запад с упорством, достойным лучшего применения, отгружает и отгружает вооружения на Украину. Спрашивается - зачем? Россию всё равно не победить. Просто больше людей погибнет. В этом заключается цель участия запада в конфликте укронацистов с русским миром?
№9 Roman Romanovs
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
11:29
Не согласен."сплочение общества" сильно зависит от исхода будущих войн за водные ресурсы в "Туркестане"( Таджикистан,Киргизия,Узбекистан,Казахстан,Туркмения).;)
Даже ничего не подозревают от этом?
Все впереди.Глядишь,и начнут задаваться вопросом- а какое отношение имеет Улугбек к Латвии?
№10 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
11:54
Автор в своем материале уже сидит на двух стульях, именно этим я могу обьяснить отсутствие упоминания о войне. Сплочения общества не будет в любом случае, пока не будет свергнут нацистский режим в Латвии.
№11 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
07.07.2022
12:58
Литовскому хуторянину, конечно виднее, чем члену Парламентской ассамблеи Совета Европы.:-)
№19 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
14:51
Бедная Россия стала слепой и глухой после ухода из ПАСЕ.
№21 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
15:00
Вы так яростно завидуете моему образу жизни, что даже неудобно за вас.
№23 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
07.07.2022
16:42
Ни разу не завидую вашей жизни на хуторе, я даже дачу продал.
№48 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:27
Дикий человек. Можно только посочувствовать.
№53 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
07.07.2022
19:38
Дитя асфальта:-)
Могу только посочувствовать: сажать, полоть грядки, поливать всё навозом, и т.д. и т.п.. Брррр
№54 Владислав Николаевич
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:46
Ну тогда надо на Украину, там всё в асфальте, бойцы РФ аж удивлялись. Так украинские паблики писали.
А еще у них есть мультяшный призрак Киева, который самолёт слёзно просил.
О как.
Так что в обиду дитя наты не дадут...
№63 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
21:00
Я бы тоже дачу продал. А здесь три в одном.
№12 Анатолий Бодров
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
13:10
Леонид, если === “сплочение общества“ сильно зависит от исхода этой войны.===,
тогда уточните пожалуйста, кто должен победить в этой войне, чтобы латвийцы сплотились.
№13 Леонид Соколов
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
13:21
Анатолий, я уже неоднократно писал, что победителя в этой войне не будет.
Рано или поздно придётся договариваться. Вопрос только в том, где будет тогда проходить линия фронта.
№15 Анатолий Бодров
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
13:30
Вы сказали, что “сплочение общества“ сильно зависит от исхода этой войны.
На Ваш взгляд каким должен быть этот исход, чтобы латвийцы сплотились?
№17 Леонид Соколов
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
13:37
Никаким, “сплочение общества“ в кавычках.
Можно говорить лишь о степени мирного сосуществования двух общин.
№22 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
15:17
И при каких же границах Украины существование двух общин Латвии будет мирнее?
№24 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
16:51
Предсказателей много. Одни говорят, что Киев будет взят. Другие, что украинский флаг будет развиваться над Кремлём. Думаю, что ни одного ни другого не произойдёт. Ванговать конкретней сегодня я не возьмусь.
№26 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
17:09
Вопрос в другом. Вы утверждаете, что от того, каким образом окончится эта война, зависят дальнейшие отношения двух общин Латвии. Вот и хотелось бы узнать подробнее об этой зависимости. Хотя бы в экстремальных точках. Например, если флаг РФ над Киевом, то в Латвии вспыхнет тотальная межобщинная война, а если украинский флаг над Москвой, то наступит полный межобщинный мир. Или как-либо ещё.
№27 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
17:25
Похоже, Вы меня провоцируете? Крайние состояния я отбросил сразу.
№28 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
17:30
Я видел, что вы их как раз обозначили. Ну, возьмите не крайние, другие какие-нибудь. Хоть что-то в обоснование своего тезиса.
№31 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
18:06
Похоже на допрос с пристрастием.
Вы считаете, что война на Украине не влияет на взаимоотношения двух общин в ЛР?
№32 Vladimir Kirsh
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
18:13
Больше, чем война на Украине, влияет на взаимоотношения двух общин в ЛР война с памятниками, с памятью, война с погибшими, где коллеги автора спича геройски побеждают!..
№33 Леонид Соколов
→ Vladimir Kirsh,
07.07.2022
18:33
Вы ставите телегу впереди лошади. Война с памятниками - следствие войны на Украине.
№35 Владимир Бычковский
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
18:50
Это только ПОВОД, для *наезда на русскоГоворящих в Латвии. Что, ДО этого латгальский язык НЕ был признан иностранным !!! в Латвии ? То-то, так что телегу на свое МЕСТО поставьте.
№37 Леонид Соколов
→ Владимир Бычковский,
07.07.2022
18:55
Вова, причём здесь твой латгальский язык, которым ты не владеешь?
№39 Владимир Бычковский
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
18:59
Даже против латгал ПОСЛЕДНЕГО коренного Народа Латвии, Власти языковый геноцид проводят !!! чего уж про русских говорить. Теперь сообразил, Леня.
№42 Леонид Соколов
→ Владимир Бычковский,
07.07.2022
19:02
Наливай!:-)
№45 Владимир Бычковский
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:17
Подставляй....стакан !
№47 Леонид Соколов
→ Владимир Бычковский,
07.07.2022
19:23
:-)))
№41 Владислав Николаевич
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:01
Статуя Свободы в Америке
Статуи Свободы во Франции (копия Американской)
Статуи Свободы на Украине
Статуя Свободы в Японии
Памятник Свободы в Риге в Латвии
Интересный факт.
Как мы знаем обычно памятники ставят уже умершим...
Т.е, главный символ Латвии это ПАМЯТНИК Свободы!!!
№34 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
18:38
Это просто просьба к вам развернуть свой тезис. Но, похоже, я не дождусь этого, поскольку это был просто непродуманный эмоциональный выкрик.
Влияет не сама война, а раскрутка ненависти со стороны властей, когда даже Пушкин оказался вдруг при делах. Но вот каким образом дальнейшие отношения двух общин ЛР зависят от способа окончания войны, я не представляю. По-моему в любом случае они будут только ухудшаться. Не могут же власти наши в один момент сказать: "Ой, что-то мы тут на русских слишком наехали, давайте отменим все дискриминационные законы и не будем больше ругаться".
№36 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
18:50
Но есть и другие мнения о том, что вслед за <денацификацией> Украины
последует и Прибалтика.
№38 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
18:55
Не думаю, что это произойдёт, хотя латвийская власть своими действиями как будто и в самом деле стремится к этой цели.
№40 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
19:00
Не буду даже спрашивать о Вашем отношении к такому исходу событий. Дабы не провоцировать.
№43 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:03
Ещё бы! У нас ведь свобода слова и прочие права человека аж фонтанируют.
№44 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
19:14
à la guerre comme à la guerre
№46 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:19
Наша страна никому войны не объявляла. Ей тоже никто не объявлял. Задорные милитаристские выкрики - удел безответственных и недалёких людей.
№49 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
19:28
Наша страна является членом НАТО, которое объявило РФ угрозой номер один.
№50 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:31
Это называется независимость, да. Но войну НАТО всё же пока не объявила.
№62 Владислав Николаевич
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
20:47
Появилась возможность отличиться. Так сказать в первых рядах.
Из последнего сказанного ВВП:
- Желание Запада воевать "до последнего украинца" - это трагедия украинского народа, по этому пути всё и идёт;
- Россия еще ничего не начинала всерьёз на Украине;
- Нас хотят победить на поле боя - пусть попробуют.
№64 Владимир Бычковский
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
21:04
А разве когда то было ИНАЧЕ ?Само НАТа создавалась ПРОТИВ *врага* СССР и теперь России. Удивлен, что ты Леня НЕ в курсе.
№51 Владислав Николаевич
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
19:32
Теперь понятно почему ПАМЯТНИК Свободы?
№52 Сергей Леонидов
→ Владислав Николаевич,
07.07.2022
19:38
Памятник кому/чему - свободе, brīvībai
№56 Владислав Николаевич
→ Сергей Леонидов,
07.07.2022
19:53
Именно.
№55 Марина Зимина
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
19:51
Влияет. Примерно как наличие или отсутствие крыс на кухне ресторана влияет на качество блюд в этом самом ресторане.
№57 Леонид Соколов
→ Марина Зимина,
07.07.2022
19:54
Похоже, вы работаете в общепите, вам виднее.
№61 Марина Зимина
→ Леонид Соколов,
07.07.2022
20:22
Я рада, что такой уровень аргументации был Вами воспринят.
№58 Владимир Бычковский
→ Марина Зимина,
07.07.2022
20:13
На качество блюд НЕ влияет.....т.к. НИКТО туда и так ходить НЕ будет.
№14 Марина Зимина
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
13:27
Так понятно, в случае чьей победы можно расконсервировать концлагеря...
№16 Анатолий Бодров
→ Марина Зимина,
07.07.2022
13:30
Вы полагаете концлагеря сплотят?
№18 Леонид Радченко
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
14:00
Давно сказано, что единственной скрепой, той сактой, на которой держится вся одежда на девушке по имени Латвия, является латышский язык. Все должны на него перейти. Что делать с этим дальше, даже если нас таких говорящих станет целых два миллиона, никто не знает.
№20 Юрий Васильевич Мартинович
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
14:53
А как же всех литерных и полосатых вокруг капо.
№25 Марина Зимина
→ Анатолий Бодров,
07.07.2022
16:51
Нет. Но уровень сплочения вне оных непременно возрастет.
№29 Vladimir Kirsh
07.07.2022
17:57
Ушел Леонид Сергеев. Жалко. Но Колоколенка останется. А что останется после любого депутата сейма?..
https://www.youtube.com/watch?v=FI4-9v_pE94
№59 Владимир Бычковский
07.07.2022
20:16
Вот, только что прочел, что оказывается планируется на ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ военную службу, Призывников СРАЗУ делить на ПЕРВЫЙ и второй сорт. Первой ПОЛНАЯ амуниция и оружие, а вторым окопы рыть и сортиры драить !!! Ахренеть .....и ЭТО в слух МИНИСТР заявляет !!!
№60 Владислав Николаевич
→ Владимир Бычковский,
07.07.2022
20:21
Пока есть те кто слепо готов выполнять волю тех у кого Статуя Свободы, именно им в первую очередь и будут ставить Памятники Свободы.
Ибо как говорит история СГА даже там процветала любовь и симпатия к нацизму: городок Япанк, на Лонг Айленде, 100 км от НЮ, лагерь Зигфрид...
Улицы в честь нацистских вождей, такие же съезды - Нюрнберг в миниатюре. Воспитание арийской нации. Так что ничего не ново. Всё это уже в истории было.
Меню не меняются, только вуалируются...