Лечебник истории
17.03.2020


Александр Филей
Латвийский русский филолог
ПОСЛЕДНЕЕ РЕШЕНИЕ УЛЬМАНИСА

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Владимир Бычковский,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
Johans Ko,
Marija Iltiņa,
Константин Рудаков,
Сергей Воронков,
Леонид Радченко,
Илья Нелов (из Тель-Авива),
Ирина Кузнецова,
Сергей Леонидов,
Юрий Васильевич Мартинович,
Mumins Mumins Mumins,
Jurijs Sokolovs
Разразившийся в Латвии 1930-х годов экономический кризис привёл к тотальному разорению 26 тысяч бедняцких крестьянских хозяйств. Особенно сильно пострадали крестьяне Латгалии, которые, утратив свои и без того небольшие земельные наделы, вынуждены были переквалифицироваться в батраков и оказаться в зависимости от богатых землевладельцев.
Так постепенно в сельском хозяйстве Латвии складывалась латиноамериканская система, построенная на использовании малооплачиваемого труда угнетённых, обездоленных и лишённых земли крестьян, чьи наделы переходили в ведение влиятельных землепромышленников.
Стоит отметить, что по аграрной реформе примерно 30 тысяч человек из Латгалии так и не получили ни клочка земли. Армия батраков получилась внушительной. Земельный фактор стал определяющим в распространении среди латгальского населения симпатий к коммунистической идеологии, которая открыто провозглашала принцип «землю — крестьянам».
Зажиточные хозяйства нещадно эксплуатировали рабочую силу. Дети безземельных батраков зачастую не могли учиться в школах. Точнее, формально им был открыт доступ к знаниям, но большинство ходило в школу только ранней осенью и поздней весной. Зимой они оставались дома, потому что им нечего было надеть. Зимняя одежда стоила довольно дорого, а до школы добираться нужно было пешком. Изобретения советской власти, школьных автобусов, ещё не существовало.
Бедные батраки слонялись по сёлам и искали работу с трепалом в руках. Некоторые скатывались до полной нищеты, теряя возможность прокормить себя и семью, в некоторых случаях многодетную. А город, то есть Рига, не мог принять лишних людей, потому что промышленность в условиях неэффективного государственного управления пришла в упадок.
Впрочем, латгальские парни и мужчины, оборванные, в лохмотьях, пытались прорваться в Ригу, чтобы закрепиться к ней, но шансов у них не было. Массовое обнищание деревни, отсутствие экономических перспектив и неотвратимая пауперизация рабочего и крестьянского сословий привела к расширению подпольного коммунистического движения, запрещённого в Латвии.
Рабочие по найму работали без выходных, от зари до зари, за тридцать латов в месяц (даже с учётом сравнительно высокого курса лата того времени это была мизерная зарплата), а смертность среди маленьких детей в возрасте до пяти лет была чрезвычайно высокой.
С каждым годом ситуация усугублялась. Ульманис сделал ставку на создание крупных сельхозпроизводительных «централей», которые работали по принципу концентрации ресурса. Одиночное хозяйство в таких условиях было обречено на постепенное отмирание.
Ответственность за неуспех в управлении полностью ложилась на плечи того, кто 15 мая 1934 года с помощью военизированной фашистствующей организации айзсаргов совершил государственный переворот, распустив сейм, запретив партии, сняв с должности президента Квиесиса и сам взял бразды правления в свои руки. В худших традициях фашиствующей Европы, большинство стран которой установила у себя диктаторские режимы, ориентированные на последовательное сближение с гитлеровской Германией.
Однако шанс на поправление ситуации был. Как говорится, взялся за дело — работай, покажи, на что способен. Но что оказалось?
Карлис Ульманис — удивительный по своей невезучести человек. Он почти всегда выбирал самое худшее из возможных политических решений и придерживался самого неудачного поведенческого сценария.Было это и осенью-зимой 1918 года, когда подающий надежды латвийско-американский агроном заключил союз с немецкими офицерами и пообещал им то, что невозможно было осуществить. Вскоре Ульманиса, как маскоту (персонажа-талисмана из мультиков) у немцев переняли англичане и составили для него свой циничный политический алгоритм.
Латвийская республика тогда выковывалась в жерновах отступничества, предательства, подковёрных интриг, политических и физических расправ и неверности данному слову. Аналогии с 1991-1993 годами напрашиваются сами собой.
Диктатор Ульманис сам своими руками, своим умом сделал всё, чтобы Латвия вступила в состав Советского Союза. Сам довёл народ до ручки, сам подписал и сам одобрил. И даже остался на своём месте, выполнив свой собственный публичный наказ. Это факт, оспаривать который бесполезно.
Если говорить обобщённо, то несамостоятельность, коллективная безвольность, граничащая с инфантилизмом и надежда на высокопоставленного барина, который приедет и рассудит — это вечный бич латвийской политики. Разве сегодня что-то происходит по-другому?Я не зря отметил «почти всегда». Последнее решение Ульманиса, принятое им вечером 16 июня 1940 года, оказалось самым правильным, исторически приемлемым и единственно возможным. Он отказался от ненужного кровопролития в условиях массовой советизации населения республики и хотя бы частично реабилитировал своё имя для истории.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Сергей Рижский
МОИМ БЕСПАМЯТНЫМ СВЕРСТНИКАМ
Кто ранил Победу – себе сам палач

Antons Klindzans
ДРУЗЬЯ НАВЕКИ
И никак иначе


Илья Дименштейн
Журналист
ОТ РОСКОШНОЙ ВИЛЛЫ ДО ПОСОЛЬСТВА РФ
История знаменитого особняка


Александр Литвак
Профессиональный массажист
СКАЗ ПРО ТО, КАК В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ УГНЕТАЛИ
Запрещали и душили
ЭКОНОМИКА ЕС БУКСУЕТ
Закон Грузии об оккупированных территориях:https://ru.wikipedia.org/wi...
В ДЕНЬ СМЕХА ШУТЯТ ВСЕ
КИЕВ ОБМАНУЛ КИТАЙЦЕВ, ОБМАНЕТ И АМЕРИКАНЦЕВ
Штаты хамят , требуют у всех денег и нагибают остальной мирЗначится Украина , теперь , как и Штаты)
Вопросы Александру Филею
Комментарии
№1 Юрий Васильевич Мартинович
17.03.2020
07:51
"Латвийская республика тогда выковывалась в жерновах отступничества, предательства, подковерных интриг, политических и физических расправ и неверности данному слову". Ни один из этих "эпитетов" так и не изжит, уродливая кострукция продолжает функционировать.
№2 Сергей Леонидов
17.03.2020
08:14
Я бы сказал, что в 1918 г. Ульманис сделал как раз правильный (лично для себя) выбор: вовремя переметнулся от немецких к английским спонсорам. В результате остался наплаву. "Вовремя предать — это значит предвидеть" Тайлеран. А вот в 1939 г., выбрав спонсором Гитлера, он дал маху.
№9 Сергей Воронков
→ Сергей Леонидов,
17.03.2020
20:03
в 39-м году Гитлер был явной "голубой фишкой". Все ему удавалось и сходило с рук ....
№3 Леонид Радченко
17.03.2020
09:52
Если называть его по-латышски, то он Улманис, а не Ульманис. А если по-русски, то Ульман. Карл Генрихович Ульман. Закончил жизнь в почёте как председатель колхоза-миллионера под другими именем и фамилией.
№4 Сергей Леонидов
→ Леонид Радченко,
17.03.2020
11:15
В советских внешнеполитических документах традиционно его фамилия писалась с мягким знаком. Например:
Спецсообщение НКВД СССР
От вновь завербованного источника ИНО ГУГБ получены следующие сведения:
....
Эстонские правительственные круги считают, что и латвийское правительство целиком находится на службе Германии. В частности там хорошо известно, что генеральный секретарь латвийского МИД’а МУНТЕРС является германским агентом, а президент Латвии УЛЬМАНИС всецело зависит от Берлина.
№5 Леонид Радченко
→ Сергей Леонидов,
17.03.2020
12:21
Согласен. Советские внешнеполитические документы в этом вопросе самый старший козырь. Это не ирония.
№10 Сергей Воронков
→ Леонид Радченко,
17.03.2020
20:05
Судя по всему , в быту был честным и порядочным человеком ...
№11 Марк Козыренко
→ Сергей Воронков,
17.03.2020
20:30
История об этом умалчивает.
№12 Mumins Mumins Mumins
→ Леонид Радченко,
18.03.2020
07:03
Закончил жизнь в почёте как председатель колхоза-миллионера под другими именем и фамилией.
Весьма интересная информация. Скажите, а обоснование у неё какое-либо имеется?
№18 Леонид Радченко
→ Mumins Mumins Mumins,
18.03.2020
09:55
Обоснование есть. Слышал от многих посвящённых. Но потом стала политически выгодна версия, что Карла Генриховича репрессировали и умучили злые криевсы.
№13 Ирина Кузнецова
→ Леонид Радченко,
18.03.2020
07:16
Очень интересно. А есть ссылка ?
№14 Marija Iltiņa
→ Ирина Кузнецова,
18.03.2020
07:28
Хотите ссылку на фейк?
№15 Ирина Кузнецова
→ Marija Iltiņa,
18.03.2020
08:52
Училась в ЛСХА с 1978 года на агрономическом ф-те. Латышские преподаватели тогда говорили, что в судьбе и смерти президента Латвии Карлиса Улманиса очень много неясного. Улманис был агрономом. Скорее всего, открытие архивов в России прольет свет на многое, не только на судьбу К.Улманиса.
№16 Marija Iltiņa
→ Ирина Кузнецова,
18.03.2020
09:14
В том-то и дело, что ничего не известно. Что не мешает некоторым все "знать" ))
№22 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Marija Iltiņa,
18.03.2020
13:21
Уважаемая Мария.
Слухи слухами и кому то выгодно расспускать КГБ---истские слухи. А вот что пишут в Википедии :
"21 июля 1940 года ушёл в отставку, обратился к советскому правительству с просьбой о пенсии и выезде в Швейцарию. 22 июля 1940 года депортирован в административном порядке через Москву в Ворошиловск (Ставрополь), куда попал 29 июля. 4 июля 1941 года был арестован. 1 августа 1942 года переправлен в город Красноводск (ныне Туркменбаши) в Туркмении. Умер 20 сентября 1942 годав тюремной больнице города Красноводска. По показаниям очевидцев, был похоронен на местном кладбище.
17 октября 1991 года в «Известиях» появилось сообщение о пересмотре ряда дел советского периода за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов. В числе других было пересмотрено и дело Улманиса[4]. Тем не менее попытки найти могилу Улманиса и вернуть останки президента на родину оказались безуспешными."
№17 Леонид Радченко
→ Ирина Кузнецова,
18.03.2020
09:52
Ссылки нет. Пересказываю слухи, которые ходили в Латвийской ССР в латышской и прилатышенной среде.
№19 Ирина Кузнецова
→ Леонид Радченко,
18.03.2020
12:32
Вот и я о том же. Преподаватели-латыши сомневались в официальной версии об убийстве.
№23 Johans Ko
→ Ирина Кузнецова,
18.03.2020
13:43
IMHO - В советское время "официальной версии об убийстве" небыло. "Оффициальной версии" - вообще небыло.
Слухи распускать тогда, а особенно сейчас, выгодно сторонникам доброго СССР.
Неясностей много по сей день - если слухи верны, то чего бы современной России не сказать об этом?
Когда реабилитировали.
PS Уильяму из Оккама вы бы не понравились.
№20 Marija Iltiņa
→ Леонид Радченко,
18.03.2020
13:12
Слухи остаются слухами, но факт в том, что мы ничего не знаем. Кстати, я при ЛССР таких слухов не слышала.
№21 Леонид Радченко
→ Marija Iltiņa,
18.03.2020
13:16
С Вами побаивались откровенничать. А я парнишка простой был. Носил кепочку, на которой было написано EESTI. Латыши за эстонца принимали и часто приветствовали словами "Heil Hitler!". Приходилось зиговать в ответ.
№24 Marija Iltiņa
→ Леонид Радченко,
18.03.2020
13:45
:)))
№26 Владимир Бычковский
→ Marija Iltiņa,
20.03.2020
18:44
Я тоже, хотя и окончил латышскую ЛСХА.
№32 Ирина Кузнецова
→ Marija Iltiņa,
21.03.2020
06:39
Были 1978-79 годы. Лекция по почвоведению или по агрономии, точно не помню. Тема - плодородный почвенный слой, за сколько времени он образуется. В Латвии почвенный слой где-то 28-30-35 см, в среднем. Как говорит официальная наука, слой плодородной почвы образовался за 10 тыс. лет. А как на самом деле ? Можно ли узнать ?
- Так можно поставить опыт. Убрать плодородный слой, к примеру, со 100 гектаров и оставить этот участок , наблюдать за ним лет 50, - говорит студент.
- Такие опыты запрещены, - отвечает преподаватель.
- Почему ?
- Потому что рухнет вся историческая наука. И историю придется переписывать заново. Как вас отблагодарят ученые-историки, когда потеряют научные степени и способ пропитания ? И вас могут осудить за порчу государственного имущества - ста гектаров.
В интернете встречала наблюдения за неплодородными участками , на которых происходили разработки и потом они начали зарастать. Очень быстро идет образование почвенного слоя. И можно предположить, что латвийская земля стала плодородной лет за 150-200, а не за 10 тыс. лет по официальной версии.
В таком случае, придется ответить на вопрос - 200 лет назад кто здесь жил и чем питался ?
К чему я ? К тому, что, в большей степени, мы живем в мифах. Для современной молодежи можно рассказывать официальные мифы про жизнь в СССР .
Муж работал с бригадой молодых латышей-строителей. Рассказал им, что в советское время в некоторых колхозах в столовых были безплатными суп, молоко, хлеб, компот, заплатить нужно было только за второе блюдо 20 или 30 копеек. Что в советское время при семейном доходе в 400-500-600 рублей в месяц квартплата была 20 рублей . 20 рублей за все в квартире - ремонт дома, отопление, вода, газ, телефон, электричество и др. Молодежь была шокирована, т.к. молодое поколение живет в мифах об абсолютном зле советского строя.
№33 Marija Iltiņa
→ Ирина Кузнецова,
21.03.2020
21:52
У Вас был - радуйсе сердце, а как же иначе - Советский Союз? У меня был оклад ассистента 105 рублей, потом стипендия аспиранта 100 рублей. И никакой очереди на свою квартиру. Деньгами помогли родители мужа, связями мои родственники. Мы купили дом, вернее лачугу. Слава Богу, средства в 90-х дали возможность ее снести и построить дом. За деньги родственников на Западе. Долги им уже давно отдали.
№36 Ирина Кузнецова
→ Marija Iltiņa,
21.03.2020
23:09
Сердце мое радовалось за детей - не было голодных и беглых по чужим странам, жили на Родине. А мечтаю, ни много, ни мало - о Союзе от Тихого океана до Атлантики.
№34 Mumins Mumins Mumins
→ Ирина Кузнецова,
21.03.2020
22:02
Мой отец работал водителем междугороднего автобуса. Работал много. Иногда было только 3 выходных за месяц. Доход - около 400 руб. в месяц при безаварийной работе в течении 20-и лет и общем стаже на одном месте работы около 30-и лет. Мать (начальница небольшого отдела в учреждении, занимающегося агрохимсервисом) после 20-и лет работы получила повышение оклада до 175 руб. Скажите, а не миф ли Ваш "доход в 400-500-600 рублей"?
№35 Ирина Кузнецова
→ Mumins Mumins Mumins,
21.03.2020
23:03
Не миф. Моя зарплата в колхозе спортинструктором или организатором спортивных мероприятий - 150 рублей. Весной и летом в полеводстве - около 300 рублей. У мужа автокрановщиком 300-400 рублей. Сохранился партбилет, могу посмотреть, но не сейчас. Еще с мужем вели секцию водного туризма для детей - 120 рублей ( работали вечерами и по выходным). Свои дети тоже были рядом.
№37 Ирина Кузнецова
→ Ирина Кузнецова,
21.03.2020
23:16
Вела еще группу оздоровительной физкультуры, но не долго, иначе, перегруз. Училась на курсах при институте физической культуры и других спортивных курсах.
№38 Ирина Кузнецова
→ Mumins Mumins Mumins,
21.03.2020
23:21
Когда поженились, то я училась в академии, а муж перешел из Риги в совхоз. Первая его зарплата была 68 рублей. Позже до 120 руб. Нам хватало на двоих, пятерка всегда переходила через следующую зарплату. Не плакали. Маленькая однокомнатная квартира досталась мне.
№39 Константин Рудаков
→ Mumins Mumins Mumins,
22.03.2020
13:32
Она ведь про общесемейный доход сказала, то-есть она сама + муж. В таком случае вполне реально, хотя, конечно, молодежь такие деньги далеко не всегда получала.
№6 Александр Кузьмин
17.03.2020
12:39
Если говорить обобщённо, то несамостоятельность, коллективная безвольность, граничащая с инфантилизмом и надежда на высокопоставленного барина, который приедет и рассудит — это вечный бич латвийской политики. Разве сегодня что-то происходит по-другому?
К этому можно доавить отсутствии традиции гоударственности, школы управления, вопиющая, некомпетентность и кумовство.
№7 Владимир Бычковский
17.03.2020
18:35
Читать рассуждения "русского филолога" о Латвии, себя не уважать. Но я дочитал, только с одной целью, знает ли "филолог" разницу принципиальную (кроме языка понятно), между латгалами и латышами, чтобы прийти к совершенно неверному выводу ? Вряд ли. Подсказка, кто были самые ярые бескомпромиснные революционеры в Риге........(не евреи понятно). Вот и ответ.
№8 Леонид Радченко
→ Владимир Бычковский,
17.03.2020
19:25
знает ли "филолог" разницу принципиальную (кроме языка понятно), между латгалами и латышами
Кроме языка разная история. И вера разная. Это даже я, оккупант, давно знаю. А филолог, который здесь родился и вырос, и подавно знает и даже ещё что-то знает, чего я не знаю.
№27 Владимир Бычковский
→ Леонид Радченко,
20.03.2020
18:58
Совершенно различный Образ жизни. У латышей ВСЁ доставалось старшему брату, остальные или в батраки, или в Армию, или рабочими в города. Именно эти рабочие латыши и составляли костяк революционно-настроенной молодёжи. Поэтому у латышей....короче Вы поняли, сосед по хутору...далеко не друг. Латгалы исторически наследство делили между ВСЕМИ братьями, Земли и хозяйство в том числе. Поэтому практически поголовно были мелко-средне-крупно хозяинами, с соответствующей психологией взаимопомощи. Когда во времена Землемеров была экспоприация Земель у помещиков, то...у кого-латгал было мало Земли, то все Земли разделили на одинаковые участки и ПО ЖРЕБИЮ их тянули. У кого достаточно, как у моих предков, те в этом не участвовали. Помещикам оставляли только их дом и 100 гектаров Земли. В латышских реионах в то же самое время - была ПОЛНАЯ ...короче грабёж Усадеб, которые отбирались и потом, передавались задаром приближённым "режиму", Земли полностью отбирались и ....это у латышей спросите КАК они с ними поступили. А например, княжна (не помню фамилию известнейшая), окончила жизнь в полной нищете (хорошо хоть не в канаве под забором собственной Усадьбы) в сторожке своего садовника, который за ней до смерти и ухаживал. Понимаете, менталитет и ДЕЙСТВИЯ диаметрально противоположные у латгал и латышей (понятно утрирую-усредняя черты национальностей).
№29 Леонид Радченко
→ Владимир Бычковский,
20.03.2020
19:03
Спасибо за информацию.
№30 Владимир Бычковский
→ Леонид Радченко,
20.03.2020
19:14
Извините, бываю резковат-не-по-делу ...но ЭТО чистая правда. Буквально до последнего времени (сейчас не в курсе), все соседи хуторяне знали ГДЕ лежит ключ от хутора соседа. Частенько хутора вообще щепочкой закрывали, а дома было ого-го чего...включая обязательную заначку нехилую и ружья с патронами. А хутора между собой по километру расстояния не меньше. Никогда не было воровства....афигеть, если подумать. Короче, удивительно доброжелательное отношения между соседями.
№31 Борис Бахов
→ Владимир Бычковский,
20.03.2020
20:43
И сегодня почти никто не запирает дверь. Разве что на ночь. Днём зачем? Сосед воровать не пойдёт. А чужого издалека видно, с каждого дома вся округа и дороги просматриваются, собаки забрешут. Воровать надо в городе, там легче затеряться и не так опасно.
№25 Jurijs Sokolovs
→ Владимир Бычковский,
18.03.2020
14:15
Я с господином филологом несогласен в его классовой оценке ульмановского режима в Латгалии. Им были недовольны в основном из-зс насильственной латышизации, а не бедности. Батраками были в основном многодетные семьи, гле родители пьянствовали и продали полученную в результате реформы землю. Пришлые латышские чиновники просто борзели в своем насаждении рижских порядков и пооэтому приход русских приветствовали даже зажиточные крестьяне. Кстати, особых репрессий до начала войны в Латгалии и не было, только в отношении айзсаргов, полицейских и прочих чиновников, а не сельчан.
№28 Владимир Бычковский
→ Jurijs Sokolovs,
20.03.2020
19:02
К сожалению "филолог"-русский ....учит жизнь по учебникам, в основном латышским, которые и придумали - "нищету" только в Латгалии, а русские-"филологи" эту бреддятину с УДОВОЛЬСТВИЕМ пропагандируют. Нацики, что с них возьмёшь.