ПОЛИТИКА
11.04.2019


Всеволод Шимов
Доцент кафедры политологии БГУ
Обострение белорусского национализма: по ком звонит колокол в Куропатах?

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
Marija Iltiņa,
Леонид Радченко,
Сергей Радченко,
Глория Веро,
Сергей Борисович Алексахин
В начале апреля белорусские власти начали благоустройство урочища Куропаты, где покоятся останки жертв сталинских репрессий. Однако это, казалось бы, благое дело вызвало крайне резкую реакцию в рядах белорусской националистической оппозиции, спровоцировав локальное политическое обострение.
Дело в том, что в ходе начатых в Куропатах работ были демонтированы деревянные кресты, установленные в урочище оппозиционными активистами. Масла в огонь подлило и то, что работы в Куропатах не были публично анонсированы и начались неожиданно.
В результате поваленные бульдозерами кресты и задержание ряда оппозиционных активистов, пытавшихся противодействовать работам в урочище, создали «красивую» картинку для оппозиционных СМИ и позволили им обвинить белорусские власти в святотатстве и покушении на память жертв репрессий.
Куропаты занимают особое место на политической карте Беларуси. Широкой общественности урочище в окрестностях Минска «открыл» в конце 1980-х годов Зенон Позняк, и с этого началось восхождение Белорусского народного фронта и других националистических сил в белорусской политике.
История обычная для позднего СССР, когда националисты в союзных республиках делали себе политическое имя на разоблачении преступлений сталинского режима. С тех пор Куропаты остаются культовым местом белорусской оппозиции.Урочище является конечной точкой маршрута ежегодного оппозиционного шествия на Дзяды (отмечаемый 2 ноября день поминовения усопших).
Своеобразной достопримечательностью Куропат также считается так называемая скамья Клинтона — мемориальная плита, установленная в ходе визита президента США Билла Клинтона в январе 1994 года. Этот визит главы американского государства, к слову, до сих пор остается единственным в истории независимой Беларуси. Скамья Клинтона подвергалась регулярным нападениям вандалов, последний такой эпизод произошел минувшей зимой и также широко освещался оппозиционными ресурсами.
Ситуация вокруг Куропат начала накаляться летом прошлого года в связи с открытием в непосредственной близости от урочища ресторана «Поедем поедим».
Оппозиционные активисты пытались помешать работе ресторана, блокируя туда доступ и вступая в конфликты с посетителями.Вялотекущее противостояние, однако, не получило широкого общественного резонанса, и питейное заведение благополучно продолжает функционировать по сей день.
К слову, именно в ходе противостояния вокруг «Поедем поедим» оппозиционный активист Дмитрий Дашкевич, являющийся плотником по основной специальности, самовольно установил в Куропатах ряд деревянных крестов. Кресты в Куропатах стояли и до Дашкевича, став своеобразным символом урочища и хорошо просматриваясь с минской кольцевой автодороги. Сам активист утверждает, что его кресты составляют меньшую часть из снесенных бульдозерами.
Почему тема Куропат обострилась именно сейчас? В ходе «большого разговора», состоявшегося 1 марта, Александр Лукашенко затронул этот вопрос, высказавшись в том духе, что территория мемориала нуждается в обустройстве, а политизированные пляски на костях следует прекратить. Однако сделать это не так-то просто, учитывая, что тема Куропат, да и в целом сталинских репрессий в Беларуси окружена массой недомолвок, которые создают благодатную почву для разного рода инсинуаций и спекуляций.
До сих пор нет внятного ответа, сколько человек захоронено в Куропатах. Позняк и его соратники, заинтересованные в максимальном завышении количества жертв, называли подчас заведомо неправдоподобные цифры — вплоть до 300 тысяч человек.При этом акцент делается на национальной составляющей репрессий, в качестве главной жертвы которых представляется национальная интеллигенция. Так, еще одной акцией, регулярно проводимой оппозиционными активистами, является «ночь расстрелянных поэтов» в память о погибших в годы репрессий представителях творческой интеллигенции.
Как реакция на националистическую пропаганду, в основном в среде белорусских коммунистов, возникла прямо противоположная версия, утверждающая, что никаких расстрелов НКВД в Куропатах не было, а в урочище покоятся останки евреев, уничтоженных во время нацистской оккупации.
Появился и «компромиссный» вариант, в соответствии с которым расстрельный полигон НКВД впоследствии по тому же назначению использовали и нацисты. Что касается количества погибших, то они также варьируют в разных оценках — от 30 до 7 тысяч человек. Ситуацию могли бы прояснить архивы белорусского КГБ, которые пока остаются закрытыми.
Учитывая, что современное белорусское государство делает акцент на своей преемственности Белорусской ССР, до последнего времени власти старались избегать дискуссий о сталинских репрессиях. Это привело к тому, что Куропаты как главный символ репрессий в итоге оказались фактически монополизированы белорусской националистической оппозицией в качестве «национальной голгофы», где свое пристанище нашел цвет нации, целенаправленно истребленный большевиками.
Этот миф так и не получил широкой поддержки в обществе, однако националистические ресурсы делают все возможное для его продвижения. Именно поэтому запоздалые попытки сделать Куропаты местом памяти вне политики встретили столь ожесточенное сопротивление.В ситуацию с Куропатами оказались вовлечены и религиозные конфессии. О демонтаже крестов негативно высказался католический митрополит Тадеуш Кондрусевич. Православная церковь заняла выжидательную позицию, хотя пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин также выразил недоумение по поводу действий властей.
Однако наибольшую активность проявили представители так называемой Белорусской автокефальной православной церкви.
Люди, называющие себя священниками этой организации, не имеющей ни одного действующего прихода на территории Беларуси, регулярно принимают участие в мероприятиях, проводимых белорусской оппозицией в Куропатах.
Вот и сейчас с участием представителей БАПЦ состоялось несколько молебнов-митингов, в том числе перед кафедральным Свято-Духовым собором в центре Минска.
Столь громко БАПЦ о себе не заявляла с самого начала 1990-х годов, когда идеи создания независимой от Москвы «национальной» православной церкви витали в воздухе, однако так и не вылились тогда ни во что серьезное.
Нельзя забывать, что обострение вокруг Куропат случилось в предвыборный год, и это выглядит как прекрасный повод мобилизовать и объединить сторонников националистической оппозиции, пребывающей в состоянии перманентной раздробленности и внутренних дрязг.
Однако, как показывает опыт, сугубо гуманитарные, идеологические вопросы не способны найти широкого отклика в белорусском обществе, если они не подкреплены актуальной социально-экономической повесткой.
Дискуссия
Еще по теме
Куропаты: Кошман ставит точку
Реплик:
1
Еще по теме
Куропаты: Кошман ставит точку


Андрей Лазуткин
Политолог, писатель
Александр Плавинский и новые факты о Куропатах


Андрей Лазуткин
Политолог, писатель
РЕЗОНАНСНАЯ КНИГА О КУРОПАТАХ ПРЕЗЕНТОВАНА В ЦК КПБ


Юрий Терех
Вопросы Всеволоду Шимову
Комментарии
№1 Сергей Радченко
11.04.2019
07:45
Господи!Упокой души всех захороненых в Куропатах и уйми всех плясунов на этих костях.Пусть убиенные покоятся с миром,а живые живут мирно!Если будет на то воля Твоя.
№3 unknown
→ Сергей Радченко,
11.04.2019
09:09
Сергей, автор справедливо вспомнил, что непродуманный снос символов христианской веры осудили представители всех христианских конфессий Беларуси. Ну не так это делается накануне Пасхи. Иногда создаётся впечатление, что это дуболомство кто- то специально организует, что бы "воду мутить и раздор сеять". Слава Богу народ у нас зрелый - сохраняет спокойствие.
№4 Сергей Радченко
→ unknown ,
11.04.2019
09:46
В Литве есть обычай ставить "обетные кресты" их тут полно на всех дорогах.Есть даже Крестовая гора,где любой может поставить крест. Их там тысячи стоят. Я к тому,что на куропатских костях танцуют многие. Вот и автор статьи пару па изобразил.Если хочешь помянуть погибших,то поминай.А если хочешь потанцевать под видом поминок,то трубишь об этом на весь мир.Вот и весь сказ.Критерий мотивов прост))
№5 unknown
→ Сергей Радченко,
11.04.2019
10:12
Сергей, точно так же и у нас в Беларуси, почти перед каждой деревней спокон веку кресты стоят, бывает посреди поля крест стоит - десятками лет, вокруг пашут , а крест островком стоит... никто не ломает. Тут глупость исполнителей очередная, а подпевалы, которые "далеки от народа" всё по-привычке на некую "оппозицию" кивают. Смешно и грустно,а всё уже было, кто -то коня в Сенат водил, кто то Рим жёг... типа "на слабо" людей пробовал, "границы искал и линии красные"...Плохо кончили, а в Истории только глупость о них и осталась.
№7 Марк Израилевич Дебош
→ unknown ,
11.04.2019
12:00
Плохо кончили, а в Истории только глупость о них и осталась.
потому-то вы всё и мусолитесь, всё никак кончить не можете. ждёте когда кто-то за вас это сделает, а вы с обиженным видом поховаетесь у своих норках, до поры до времени. беда только, - мир меняется и ваши расчёты со старыми исходными можно засунуть псу под хвост. ничего от вас не останется
№13 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
13:42
Нет тут никакой глупости ! Они делают нужное дело ! Жаль,что не продуманно,нужно было сжигать показательно это позняковско,нацистско-полицайско-дашкевичское дьявольское дерьмо,именующее ими "кресты" !!!
№14 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
13:50
Руслан, речь идёт о Символе веры, а не про "Пазняка..." не надо стрелки переводить и предводителей нашей Церкви и Костёла в "оппозицию записывать". Байки про "оппозицию" и глупость со сносом крестов - две разные истории. Ну не все же идЫёты,да?
№19 Леонид Радченко
→ unknown ,
11.04.2019
18:34
Ух ты! Неужели Символ веры? Ну хорошо, ниже текст Символа веры:
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
И ни слова про крест в Символе веры! "Распя́таго", а на чём, не сказано. Можно и на доске распять.
№29 unknown
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
21:26
Сходите к попу и спросите"Что такое крест"?,"Что у христиан является символом христианской религии?" Или сами поищите, это же нетрудно, даже для такого легковестного "скорострела-писаки" как вы. :-)
№31 Леонид Радченко
→ unknown ,
12.04.2019
07:45
Вы сходили к попу и он сказал, что крест — символ веры?
Не иначе, тот поп какое-нибудь высшее военно-политическое училище заочно окончил. А потом вовремя сменил ориентацию. А кое-кто не успел.
№35 Глория Веро
→ Сергей Радченко,
12.04.2019
08:56
А в Польше их больше. На перекрестках - обязательно, и вдоль дорог стоят.
№36 Сергей Радченко
→ Глория Веро,
12.04.2019
09:03
Больше или нет не знаю,не считал.Но стоят точно)))Возможно литовцы у поляков переняли.У меня в округе(литовское захолустье))) в радиусе километра 4 стоят н-р.
№37 Глория Веро
→ Сергей Радченко,
12.04.2019
09:55
Когда едешь на машине через Европу, то можешь сравнить.
А гора Крестов оставила у меня впечатление идолопоклонения. Совершенно непонятно, почему люди оставляют там кресты. Сюр какой-то.
№38 Сергей Радченко
→ Глория Веро,
12.04.2019
10:25
Ну типа желания исполняются)))если поставишь.Мне так по мелочи тоже исполнились
№49 Марк Израилевич Дебош
→ Глория Веро,
12.04.2019
13:59
мы как-то о феромонах рассуждали - вот здесь вся правда о них
№52 Глория Веро
→ Марк Израилевич Дебош,
12.04.2019
18:13
Для меня запах играет огромную роль - чувствую своих родных, чувствую их здоровье. Считаю обоняние огромным информационным источником, конечно, если оно не забито никотином и не утрачено.
№53 Марк Козыренко
→ Глория Веро,
12.04.2019
18:18
У вас очень острое обоняние. Завидую - я и почти не чувствую запахов...
№55 Глория Веро
→ Марк Козыренко,
12.04.2019
18:42
Я и соседей определяю по запаху, кто прошел недавно. Иногда такое обоняние мешает, если запах слишком раздражает.
№54 Марк Израилевич Дебош
→ Глория Веро,
12.04.2019
18:25
да я к тому что как никак доктор даёт показания - помнится в тот раз были колебания. обоняние придаёт жизни дополнительные краски, или наоборот...
№57 Леонид Радченко
→ Глория Веро,
12.04.2019
21:54
Инфляция ведёт к девальвации. То есть, к обесцениванию.
"Кресты у дороги в меру втыкай.
Крест - драгоценность, им не играй"
(лозунг в советской столовой).
№66 Глория Веро
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
20:11
Перекрестки - это вполне понятно. А, так как их много, то и крестов, соответственно, тоже. Хотя и выглядело очень непривычно.
№67 Marija Iltiņa
→ Сергей Радченко,
15.04.2019
12:00
В Латгалии они тоже стоят. Я думаю, что во всех местах, где компактно живут католики, это так.
В моём детстве круцификсов было больше, но многих советская власть снесла.
№68 unknown
→ Marija Iltiņa,
15.04.2019
12:23
Мария в Беларуси, повторюсь, кресты стоят при въезде практически в каждую деревню и даже во многие райцентры. Стоят " спокон веку", как и сто ,двести ...лет назад, обвязанные национальными рушниками -"Встречают и провожают" добрых людей.
№70 Marija Iltiņa
→ unknown ,
15.04.2019
21:31
Я в Республике Белорусь, тогда в Белорусской ССР, была лишь однажды в школьной экскурсии, кажется, в 1970-м. Хатынь, Минск, мало что помню.
Несколько лет тому назад хотели по пути к родственникам в Польше пересечь Беларусь, ну и пара дней её исследовать тоже.
Не тут то было... Виза тоже кусалась (560 евро туда и обратно, так как нас было четверо) , но это было не главное. Анкета, требование документов от работодателя и многое, что я уже забыла, нас доконали.
Мы тогда планировали отдых под Краславой, хотели от туда стартовать, там до границы с Республикой Беларусь рукой подать...
Ан нет... Поехали через Литву. А тут уж все равно, что с Краславы, что с Риги... С тех пор через Литву в Польшу так и едем.
Ну вот как-то так...
№71 unknown
→ Marija Iltiņa,
15.04.2019
21:44
Мария, сейчас проще, без всякой визы скоро можно будет месяц в Беларуси находится. Я согласен эти "границы бюрократов" - выматывают, но у нас "ещё семечки" по сравнению с Израилем например...
№11 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
13:37
Нормальные белорусы и православные верущие отнеслись к этому, "как надо".Нечего тут пятоколонной падали свои позняковские алтари строить,к Богу никакого отношения не имеющие !А если учесть,что внук полицая еще и на всю голову больной сектант (бабптист),то тут и говорить нечего...
№15 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
13:56
"Нормальные белорусы и православные верующие отнеслись к этому, "как надо"."(с) - А "Как надо???" Вы - христианин? На основании чего такой "вывод про "как надо"? Считаете, что "всё проскочило" или наоборот - "отложено"? Так это тихо, пока священники не начали с паствой советоваться с амвонов про "как надо"? "Горячий Вы какой-то", а убедить нас пытаетесь, что "любите когда тихо", вот думаю не провокатор ли Вы очередной?
№16 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
15:58
Символ веры - крест, а тут навтыкали деснейленд. Повесил на шею 100 крестов - самый главный "верник". Зачем мелочиться если из крестов можно создать целую ландшафтную композицию. Больные на голову люди.
№17 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
16:18
"Символ веры - крест"(с) - Вот, слыхали. Именно об этом и речь - нельзя в христианской стране кресты варварски ломать.
№18 Леонид Радченко
→ unknown ,
11.04.2019
18:26
В христианской стране нельзя кресты профанировать. Нельзя на крестах спекулировать. А ломать в особых случаях можно любые конструкции.
№20 unknown
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
18:39
Приблизительно так и рассуждает любой кладбищенский вандал.
№21 Константин Васильев
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
18:47
ДолжнО быть в этой безнравственной жизни что то святое(табу) . Мы в порядке оптимизации можем уничтожить ВСЕ... Но должны быть какие то тормоза.
№22 unknown
→ Константин Васильев,
11.04.2019
18:54
Константин, я ведь говорю совершенно простые вещи - "Не должно быть вопросов, всё должно быть сделано установленным порядком и т.д. казалось бы- ну что тут "обсуждать" взрослым людям? Вспомнилась давнишняя заметка, как американцы проводили секретную операцию по подъёму затонувшей нашей подлодки, в память врезалось - тела погибших наших моряков были преданы морю в полном соответствии с советскими военно-морскими традициями и точно по Закону. Казалось бы..., но нет - не поленились, специалистов привлекли заранее, "враги" тогдашние. А тут - пару звонков чиновник поленился сделать в канцелярии нескольких епархий. Срам. А Дело - благородное, "Хотели как лучше..."(с)
№23 Леонид Радченко
→ Константин Васильев,
11.04.2019
19:02
Ага. Главное — больше замполитов слушать. Которые крест "символом веры" называют. Не смешно?
№24 unknown
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
19:07
"Не смешно?"-Не смешно, с трёх раз догадайтесь, кто в мирное и военное время организовывал похороны погибших военнослужащих? Трепач.
№25 Константин Васильев
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
19:13
Я не про замполитов. Я не за попов. Я просто за что то, что может остановить нас , задуматься. А крест меня останавливал. Был момент в жизни. Для меня крест действительно символ веры. Я могу пройти мимо многих графических символов, но крест сразу выделю.
№30 Леонид Радченко
→ Константин Васильев,
12.04.2019
07:36
"Символ веры" — вполне определённый термин. Православный Символ веры я полностью привёл в №19. Не уподобляйтесь полуграмотному замполиту. Крест — элемент христианской религиозной символики.
№32 unknown
→ Леонид Радченко,
12.04.2019
07:48
Болтун, мы говорили о Кресте, как Символе христианства. Христианство это - Вера. Пытайтесь пробовать думать своей головой, а не бездумно строгать чужие цитаты для изображения "спора". :-))))
№33 Леонид Радченко
→ unknown ,
12.04.2019
07:59
Замполит, не выкручивайся! Плохо получается.
№34 unknown
→ Леонид Радченко,
12.04.2019
08:38
Болтун, мы говорили о Кресте, как Символе христианства. Христианство это - Вера. Пытайтесь пробовать думать своей головой, а не бездумно строгать чужие цитаты для изображения "спора". :-))))
№39 Леонид Радченко
→ unknown ,
12.04.2019
11:38
Некоторые вещи надо просто знать. На пустом месте замполитской головой придумаешь разве что бред типа "крест — это символ веры". Символ веры — это конкретная словесная формула (см. №19), а не рисунок или конструкция.
№40 unknown
→ Леонид Радченко,
12.04.2019
11:45
Болтун, мы говорили о Кресте, как Символе христианства. Христианство это - Вера. Пытайтесь пробовать думать своей головой, а не бездумно строгать чужие цитаты для изображения "спора". :-))))
№41 Марк Израилевич Дебош
→ unknown ,
12.04.2019
12:44
не тупи. - недостойно бывшему (?) замполиту выкручиваться подобно бабе с Привоза втюхивающей бычков второй свежести.
тебе говорят что символ и символика - два разных понятия. это тебе не ать-два справа поодномубегоммарш.
№58 Леонид Радченко
→ Марк Израилевич Дебош,
12.04.2019
22:00
Товарищ замполит предпочитает сидеть в луже и периодически выпёрдывать: "...болтун... своей головой... вера... армия... мова…"
№59 unknown
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
08:08
Болтун, мы говорили о Кресте, как Символе христианства. Христианство это - Вера. Пытайтесь пробовать думать своей головой, а не бездумно строгать чужие цитаты для изображения "спора". :-))))
№60 Леонид Радченко
→ unknown ,
13.04.2019
11:47
Христианство это - Вера.
Для замполитов:
Христиа́нство (от греч.Χριστός — «Пома́занник», «Месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
№61 unknown
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
11:55
Болтун, говорить нужно в контексте темы, про Крест, как Символ Веры, читай тут, и не "заикайся как баран упёртый в собственном невежестве".Если за неделю найти не смог ответ про "Что такое Крест в христианстве". Умора просто. ;-)))
№62 Марк Израилевич Дебош
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
12:01
оставь его. - у него след от фуражки уже стал выпуклым 8)) неужели истязать его тебе доставляет удовольствие? ну пнуть пару раз еще куда ни шло
№63 Леонид Радченко
→ Марк Израилевич Дебош,
13.04.2019
16:42
Да он нашёл статью такого же невежественного замполита и радуется. Символ веры я дословно привёл в №19. Для него это "чужая цитата" (он из католиков), а для нас вполне родной текст, православный канонический.
В цитатах тоже ничего плохого нет, если они мудрые. Например:
"Настоящим замполитом можно стать только тогда, когда обогатишь свой ум знаниями, которые выработало человечество. А в необогащённой голове может ли зародиться суждение, которое не было неосновательно и глупо?"
(Владимир Кузьмич Левин-Прутковский. "Полнейшее собрание сочинений", прижизненное издание).
№64 unknown
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
17:56
Болтун.Продолжайте с гордыней греховной неустанно повторять, что" Крест для вас не Символ Веры". Вам - воздастся.
№65 Марк Израилевич Дебош
→ Леонид Радченко,
13.04.2019
18:59
нельзя научить старую сабаку новым трюкам. а он и так переломал себя когда дезертировал из КП в СС
№69 Марк Израилевич Дебош
→ Константин Васильев,
15.04.2019
13:16
прежде всего тормозить надо шаманов превращающих кресты в банальные амулеты. "копирайт" на кресты принадлежит Церкви, и никто, даже в благих целях, без её благословения (без разрешения) не имеет права их использовать.
то-есть снос шаманских крестов дело богоугодное, даже без оптимизации
№26 Константин Васильев
→ unknown ,
11.04.2019
20:04
При чем здесь нормальные ,верующие и т.д. Надо взять за правило - нельзя трогать прах умерших. Вне зависимости от того , кем они были. Иначе , при смене очередной власти(веры), мы будем периодически их перехоронить. Историю и героев периодически переписывают везде в мире.
№2 Марк Израилевич Дебош
11.04.2019
08:06
белоруссы самостоятельная нацiя, *(если не считать что природных ресурсов на всех не хватает), так что нехай возятся со своей историей - она интересна разве что пиндосам.
вот интересно что главным предметом поклонения у истинных белоруссов является так называемая скамья Клинтона
№6 Леонид Радченко
11.04.2019
11:13
Скамью Клинтона надо непременно защитить от посягательств. Установить около неё круглосуточный полицейский или милицейский пост. На неё следует усадить чучело Клинтона в натуральную величину со всеми принадлежностями. Чтобы оппозиционные моники имели возможность отсо…
А ночь расстрелянных поэтов — это перебор. Поэтов много вредно, лишних, то есть плохих поэтов надо посылать на трудовое перевоспитание, но расстреливать — перебор.
№27 Константин Васильев
→ Леонид Радченко,
11.04.2019
20:25
Между прочим хорошая идея. Памятник Клинтону и между ног Моника. И очень либерально. И либеральные ценности сразу видно всем....
№28 Константин Васильев
→ Константин Васильев,
11.04.2019
20:30
PS/ Интересно , почему сторонники Трампа не догадались. Сторонники Клинтон как только Трампа не изображали. А тут такой фрагмент из реальной жизни ярого демократа...
№42 Марк Израилевич Дебош
→ Константин Васильев,
12.04.2019
12:46
такой авмятник есть - кажется в Польше. осталось табличку прикрутить
№8 unknown
11.04.2019
12:09
Любопытно, как можно эффективно программирует сознание сьвядомая пропаганда. Дашкевич, навтыкавший палок - активист и борец, люди, сносящие советские памятники, надо полагать, тоже борцы и активисты. А вот как только тронул скамейку Клинтона, этот белорусский Арарат и Иерусалим вместе взятые, то тут же превратился в варвара и вандала.
№9 unknown
11.04.2019
13:22
Задолбали толочь воду в ступе одними и тем же высерами кухонной аналитики.Пейсатели,вы хоть чекайте,кто что и когда пишет.
№10 unknown
→ unknown ,
11.04.2019
13:34
ладно,старческий маразм,деменция,прощаю...
№12 Марк Израилевич Дебош
→ unknown ,
11.04.2019
13:39
ты чё тихо сам с собою. 8)) это точно не маразм, самое малое шизофрения на почве рукоблудия
№43 Сергей Борисович Алексахин
→ Марк Израилевич Дебош,
12.04.2019
13:09
Все прочитал с верху до низу...Но так и не понял, а как нужно было правильно с этими крестами?
№46 Марк Израилевич Дебош
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.04.2019
13:41
да всё просто. устанавливать памятники просто так нельзя. для этого существует законодательство.
в рассматриваемом случае прикидываем, - крест есть что? крест есть предание Церкви. то-есть абы кто не имеет права его использовать - только с благословения Церкви. иное называется святотатством - воровством святости.
далее, Церковь отделена от государства? кроме Ватикана кажется почти везде. значит она согласует установку памятных знаков с властью. вэлдан.
зы. антигосударственная деятельность приветствуется только в России
№47 Сергей Борисович Алексахин
→ Марк Израилевич Дебош,
12.04.2019
13:49
Наконец-то, единственный внятный ответ!!! Я с Вами полностью согласен. Про Россию Вы правы. Там даже по трассе едешь, как по кладбищу...Справа-слева сплошь памятники погибшим водителям-пешеходам...Жуть!
№50 Марк Израилевич Дебош
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.04.2019
14:22
я в общем не об этом. да, с югов пришла такая мода, но это временное явление, государство этим не разрушишь
№44 Сергей Борисович Алексахин
12.04.2019
13:16
По-наприводили тут примеров литовскко-польских с бесчисленным множеством крестов...Почему я, беларус, должен подражать этому? А нас упорно к этому кое-кто сподвигает. Поминовение усопщих - это не кричалки и размахивание крестами. Нужно вспомнить древние народные традиции. А то намешали сюда политику. Ну, это в духе современности, увы...
№45 Борис Бахов
12.04.2019
13:29
Ситуацию могли бы прояснить архивы белорусского КГБ, которые пока остаются закрытыми.
Ещё бы. Страшно опасная для национальной безопасности информация - кого, сколько и как убили 80 лет назад. Нет уж, лучше бульдозером помесить. Оно и сердцу горячему приятнее, и холодным головам спокойнее, и чистым рукам не так накладно. Открыть архив, сдать "своих", пусть давно умерших и по уши кровью измаранных... Нет, ребятушки, этого вы от гэбни не дождётесь.
№48 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.04.2019
13:54
Борис, я согласен только с тем, что непонятка с архивами...Вы не совсем в теме. Там захоронены не только жертвы НКВД, но и многие другие жертвы. Пока не определимся с точной формулировкой кто именно, не будет нам покоя. А бульдозерами сносили кресты, которые установлены не на месте захоронений, а в стороне, ближе к трассе. Согласитесь, это политический фарс.
№56 Борис Бахов
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.04.2019
19:04
Не в теме, потому и не лезу в разбор полётов. Но чекистские архивы понятны однозначно. Какие уж там непонятки. Ничуть не сомневаюсь и в преемственности, так сказать, могил. Было бы странно для гестапо не использовать наработанное место.
№51 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.04.2019
15:17
Почитайте на досуге: "По ком будет звонить колокол?"
Пока мы не ответим раз и навсегда на этот вопрос, будут качели...