Напасти

01.07.2016

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

Механик рефрижераторных поездов

Что общего между распадом СССР и «Брекзитом»

Что общего между распадом СССР и «Брекзитом»
  • Участники дискуссии:

    19
    40
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


  
 

В огромной массе комментариев к решению британцев покинуть Евросоюз я с удивлением не обнаружил самых естественных параллелей с отечественной историей. А ведь все это мы уже проходили на памяти большинства ныне живущих граждан бывшего СССР: четверть века — пусть и значительная, но все же только часть человеческой жизни.

Поэтому стоит остановиться на особенностях человеческой психологии, которые выразились в этих ситуациях. Повторение одних и тех же ошибок особенно характерно, когда их совершают люди, во всем остальном так мало похожие друг на друга, как мы тогдашние и британцы нынешние.

 


Начнем с перечня совпадающих деталей.

Во-первых, никто не знает, что будет дальше. В нашем случае за идеей распада стояли республиканские элиты, которые дурачили голову недалеким людям. Сегодня эту роль играют политики-популисты. Ни одни, ни другие не имеют никакого опыта государственного управления. Более того, они и не способны оценить проблемы, связанные с неизбежным разрывом экономических связей. Мы этот разрыв перенесли на своей шкуре.

Во-вторых, предметом особой ненависти в обоих случаях стал центральный аппарат, неповоротливые чиновники в Москве и Брюсселе. Эти чиновники голосят о негативных последствиях — но кто будет слушать того, кого ненавидят! Наш опыт показал, что потерявшие работу управленцы отнюдь не пропали, в отличие от многих из тех, кого они предупреждали о последствиях. Характерно, что в обоих случаях сепаратисты уповали на развитие двусторонних связей. Как выяснилось — наивно. Без координирующей роли центра все работает плохо.

В-третьих, к огромному удивлению борцов за свободу, процесс развивается. У нас он до сих пор не завершен. Украинские патриоты возмущены наглостью крымских и донбасских сепаратистов, будучи свято уверены в собственном праве на независимость.

Здесь есть еще одна параллель: для сепаратистских районов именно наличие Союза было тем, что примиряло их с нелюбимой республиканской властью. Приднестровье, Крым, Донбасс, Карабах, Южная Осетия — это не борьба за независимость, а борьба за воссоединение. Наличие центра, которому можно пожаловаться, очень важно, когда не доверяешь собственному руководству.

Шотландию в этом отношении уместно сравнить с Абхазией: здесь есть оба фактора — и желание независимости, и стремление остаться в Союзе. Понятно, что после распада СССР психологическую роль его играет Россия, а в случае Карабаха — даже маленькая Армения. Можно напомнить и о турках-киприотах, которые в середине прошлого десятилетия были готовы воссоединиться с ненавистными соседями-греками ради пребывания в Евросоюзе.

В-четвертых, сепаратизм распространяется не только вглубь, но и вширь: антиевропейские тенденции после «Брекзита» стали куда сильнее во многих европейских странах, националисты воспряли духом. В СССР реакция тоже быстро стала цепной. При этом аргументы, что сильная британская экономика, островное положение страны и определенные сохранившиеся элементы суверенитета делают ее выход из Союза менее болезненным, не существуют. У нас происходило то же самое: при всем скептическом отношении к эстонской или латвийской независимости было совершенно очевидно, что эти страны худо-бедно выживут, а вот свободная Грузия, Таджикистан или Чечня — это просто немедленная война и нищета на многие десятилетия. Но дурной прибалтийский пример оказался заразительным.

В-пятых, единственным четко диагностируемым мотивом для стремления к независимости являлась и является пещерная ксенофобия. Разница только в том, насколько готовы признаться в этой неприглядной черте своего характера участники борьбы. Причем направлена эта ненависть даже не к выходцам из третьего мира, а к самим европейцам. Беженцы из Сирии как раньше пробирались в Англию тайком через туннели, так и будут пробираться. А вот восточноевропейцам, которые обслуживают гордых бритов, легальную дорогу могут перекрыть.

А разве мы не помним, как в свое время любой латышский колхозник был уверен, что имеет больше прав, чем окончивший московский вуз инженер с ВЭФа? «Понаехали тут всякие!» — лозунг не только прибалтийского, но и британского обывателя.

В шестых, причиной ухода объявляется принципиальное несовершенство конструкции и ошибки политиков центра. Дескать, СССР был обречен по таким-то и таким-то причинам, а Евросоюз — по таким-то, Горбачев делал не то, а Юнкер — не так... Все это и справедиво, и бессмысленно. Алкоголик, спаливший хату по пьянке, тоже склонен говорить, что крыша была дырявая, а фундамент сгнил. И правильно: откуда у алкаша может быть хороший дом? Но следовало было бы его чинить, а не горевать на пепелище.


Я думаю, что на этом следует прекратить искать параллели.

Разумеется, можно найти и тысячи отличий между СССР и Евросоюзом и их трудностями — политических, исторических, экономических. Общее между ними одно: огромное многонациональное пространство, на котором счастливым образом отсутствуют паразиты в пограничной и таможенной форме, по определению не способные создавать материальные ценности. Зато имеются устоявшиеся человеческие и экономические связи, которые так легко сдуру разрушить. И огромное количество людей, живущих по принципу: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».
 

И таким пространством надо уметь дорожить. Мы в свое время этого не сумели, создав вместо одного проблемного 15 государств разной степени несостоятельности, понагородив бессмысленных барьеров.
 

Я в начале 90-х работал в Валге. Для многих горожан на долгие годы рутинная дорога на работу превратилась в игру в казаки-разбойники с пограничниками обоих дружественных государств. Кто-нибудь может сегодня объяснить смысл этого? И таких идиотских проблем насоздавали уйму. Переход от банкротировавшего советского социализма к капитализму в любом случае был бы болезненным, но распад многократно усугубил эти трудности.

Сегодня в нашей русскоязычной среде принято издеваться на заламывающими от отчаяния руки прибалтийскими политиками. На самом же деле их позиция вполне объяснима: они изначально понимали сомнительную состоятельность своих государств, решили перейти от разорившегося партнера к богатому, достигли предела мечтаний и боятся за с трудом достигнутое благополучие.

Куда больше я удивляюсь тем соотечественникам, которые поддержали четверть века назад независимость Латвии, очень быстро в ней разочаровались и теперь идеализируют покойный СССР. Уж казалось бы, им надо на своем печальном опыте предостеречь неразумных британцев — так нет, радуются проблемам нашей новой европейской Родины.

Конечно, старик Толстой был прав: все несчастные семьи несчастливы по-разному. Общего в них — сам факт несчастья. Уход Великобритании из ЕС — несомненное несчастье, которому радоваться грех. Если он действительно превратится в распад всего Евросоюза, то мы будем говорить о геополитической катастрофе. Пусть и менее трагической по последствиям, чем распад СССР, но все равно крайне неприятной.
       

Вопросы Александру Гильману

Комментарии

  • uke uke
    Латвия

    №1 uke uke

    01.07.2016

    05:55

    Переход от банкротировавшего советского социализма к капитализму в любом случае был бы болезненным, но распад многократно усугубил эти трудности
    ---
    Ничего подобного,наоборот.
    Вы исходите из знаний сегодняшнего дня о России.
    А после распада СССР распад России казался неизбежным(тот же Горбачев был в этом уверен).Но,удивительное дело,не случилось.
    А теперь представим,что обновленный и тому подобное Союз продолжал бы существовать,и в это же время отпускаются цены,происходит переход к финансированию бюджета союзных государств  на основе собираемых со своего населения налогов и так далее..
    И часть налогов надо отстегивать непонятному уже(в отличие от СССР)центру.
    Такая чехарда бы началась,трудности только усугубились,а так они оказались локализованными и ,например,можно было уже прямо не вмешиваться в многовековую вражду армян и азербайджанцев.
    Все дело в том,что нет почти параллелей между Евросоюзом и СССР.

    • Александр Гильман
      Латвия

      №3 Александр Гильман

      uke uke,

      01.07.2016

      07:52

      Это еще одна общая черта между Евросоюзом и СССР. Чтобы противостоять сепаратизму, Горбачев предлагал превратить федерацию в конфедерацию. Еврокомиссия идет на уступки Британии, делая для нее исключения из общих правил. В обоих случаях - не в коня корм, сепаратистские тенденции только усиливаются.
      На самом деле надо было поступать наоборот: усиливать централизацию. Если в Евросоюзе это затруднительно из-за его происхождения, то СССР такую возможность имел. Демократизации должен был предшествовать переход к губернскому делению, при котором субъекты федерации становились бы многонациональными.
      И для Европы сегодня тот же выход: усиление федерализации, увеличение роли Брюсселя и уменьшение - государств.
      Поддержали: unknown , Гаврила Правдов, Александр Соколов, Mister Zzz
      • uke uke
        Латвия
        . Демократизации должен был предшествовать переход к губернскому делению, при котором субъекты федерации становились бы многонациональными.
        ---
        Учитывая казахские события,случившиеся всего лишь по причине назначения русского первым секретарем  компартии,это возможно было бы сделать только путем введения чрезвычайного положения(даже Сталин не решился реализовать это,несмотря,что именно за такое устройство страны он выступал в споре с Лениным).
        И тут остается вспомнить только Жирика,который в свое время говорил,что надо было бы страну лет на десять закрыть при смене общественно-экономической формации.
  • Владимир Алексеев
    Латвия

    №2 Владимир Алексеев

    01.07.2016

    07:08

    Автор не только противоречит сам себе, но и себя же обличает. Вот отыскал он, на его imho-взгляд, 6 совпадений, а следом говорит: разумеется, можно найти и тысячи отличий между СССР и Евросоюзом... Дальше уже можно не продолжать.


    Совершенно на разных принципах строились Русское государство, Российская империя и СССР, с одной стороны, и Европа — с другой. Если первое сплачивало вокруг одной нации другие — менее крупные, часто находившиеся под постоянной угрозой собственного уничтожения или исчезновения — и развивало их, то другая, пройдя необходимый путь национального сплочения и самоопределения, последовательно шла к рождению национальных государств со всеми присущими им характерными чертами.


    Первое разрушилось, едва перестало обращать внимание на то, что всегда позволяло ему сохранять единство, несмотря на все многообразие входящих в него народов; вторая, не обладая ничем, что отличало Русь/Россию, попыталась повторить ее путь, но взяла только самое худшее, что могла, — бюрократическую машину, подавляющую любую инициативу на местах и совершенно не учитывающую чаяния народов, ее населяющих.


    Сегодня в мире две главные силы, определяющие современное развитие, — США и Китай. Совершенно разные, начиная с того, что одну страну называют оплотом демократии, а во второй руководящей и направляющей силой является коммунистическая партия. Вместе с тем в обеих есть все то, что роднит их как с Россией, так  и Европой. Вот бы всем аналитикам и вангующим взять их примером для своего разбора и попытаться обрисовать их перспективы, обладая накопленным за последние 25-50 лет опытом, не дожидаясь наступления 2017 года.


  • Гаврила Правдов
    Латвия

    №6 Гаврила Правдов

    01.07.2016

    09:29

    Я не большой сторонник Брюсселя.вчера в коментах писали ,что Англия не перестанет после бритэксита быть фин. столицей - могу утвердительно сказать перестанет.если ЕС устаит, как устояла Россия , Англия станет периферией(без Шотландии и С.Ирландии).впрочем она такой и было до 17 века.
  • Вадим Гилис
    Латвия

    №10 Вадим Гилис

    01.07.2016

    09:49

    Ни одни, ни другие не имеют никакого опыта государственного управления. Более того, они и не способны оценить проблемы, связанные с неизбежным разрывом экономических связей.
    ==========

    Саша, ну вот как ты умудряешься так безапелляционно ляпать вещи, о которых ну ни разу не осведомлен. Я поддерживаю связь с UKIP уже несколько лет. Там полно людей, опытных в госуправлении. У партии весьма серьезная поддержка представителей британского бизнеса. 
    Зачем ты про популизм столь пафосно излагаешь - решительно непонятно! 
    Поддержали: George Bailey
  • Сергей Леонидов
    Латвия

    №11 Сергей Леонидов

    01.07.2016

    09:54

    Я не согласен со спикером по трём пунктам, но принципиальным.

    1. Элита при развале СССР получила по своему княжеству и реализовала свои мечты. Не вся и немного не так, как хотелось, но в целом таки да. Точно так же и распад ЕС имеет своих бенефициаров из элиты. 
    2. Пещерная ксенофобия - это не причина, а следствие. Она подавляется в народе, когда надо, и возбуждается сверху, когда это выгодно элите, взявшей курс на сепаратизм.
    3. Не учтён внешний фактор, который в глобализирующемся мире играет всё большую роль. Сепаратизм подогревают не только изнутри, но и снаружи государства.

    P.S. Ожидаемое слово "быдло" не вошло, что радостно приветствую.
  • Олег Озернов
    Латвия

    №15 Олег Озернов

    01.07.2016

    10:56

    Проснулся, задумался, провёл параллели, с глубоко пронзительными выводами ни о чём, порадовался себе, срочно тиснул в свет, чтобы тот случаем не забыл о его просветительском существовании, восхищаясь очередным выплеском собственной гениальности позавтракал, удобно устроился у компа в ожидании аплодисментов публики, на 80% состоящей из дураков и быдла.
    День прожит не зря.
    У умных всё просто.
    Скоро пенсия. Лето за окном. Жизнь прекрасна!

    P.S. 
    - Учитесь дураки параллельности мира! Что общего у обезьяны и человека?! Пять секунд! Время пошло! 
    - Нос, глаза, уши, попа!!! Блин, пра-а-альна!
    - Вывод?!!! Человек произошёл от обезьяны.

    - Проведите параллель между солнцем и посетителем туалета?! Пять секунд! Время пошло!
    - Мм-м-м... это... ну-у-у...
    - Три, две, одна, стоп! Дураки! Отметка 2! Родителей завтра в школу! Ответ - оба входят и выходят, встают и садятся!!!
    - Вывод?!!! "...старик Толстой был прав: все несчастные семьи несчастливы по-разному", нечего этому радоваться!
    Звонок. 




     
    Поддержали: uke uke, Вячеслав Щавинский, Александр Соколов, Игорь Чернявский, Инна Дукальская, George Bailey
  • Виктория Лазарева
    Россия

    №16 Виктория Лазарева

    01.07.2016

    11:19

    Браво, Александр! Прям горжусь. Наконец-то и Вам удалось постичь динамику человеческих взаимоотношений. 

     Да, мало кто умеет переживать этап жёсткой конфронтации психологически грамотно. Когда столкновения происходят на уровне убеждений, под внешним соусом конфликта интересов. И в этом смысле Брексит всего лишь критерий, оценочный показатель прочности фундамента на котором построен Евросоюз. Очевидно же, что в семье измена происходит тогда, когда супругам уже давно фиолетово друг на друга. А взрослых детей надо вовремя отпускать в самостоятельную жизнь. 
     
    Если "родителям" удалось воспитать в себе и привить "детям" настоящие ценности, то опасности нет. Семья сохранится даже в более свободном формате, а межличностные связи и степень близости перейдут на новый уровень.   

     И если Советский Союз "заигрался" в родителя, то ЕС давно уже "спит" со штатами. ИМХО.    
  • Александр Кузьмин
    Латвия

    №18 Александр Кузьмин

    01.07.2016

    16:00

    В огромной массе комментариев к решению британцев покинуть Евросоюз я с удивлением не обнаружил самых естественных параллелей с отечественной историей
      Неправда смотрите пост " Последний день союза"
    В развале СССР,  Брехита и возможного распада ЕС виновник один и тот же, советская и брюссельская бюрократия.
      Да и до этого об этом говорилось много и не только мною поэтому лишний раз мять эту тему не имеет смысла.



    Поддержали: unknown
    • Юрий Деточкин
      Россия

      №19 Юрий Деточкин

      01.07.2016

      16:22

      Хорошо Вашу мысль сформулировала Латынина: "Потому что Евросоюз, при всех его плюсах в виде открытых границ и единой валюты, является огромным социалистическим государством, медленно паразитирующим на развалинах великой европейской цивилизации.

      Это неправда, что социализм — это СССР, Сталин и Гулаг. СССР — это военный коммунизм и попытка превратить всю страну в завод для производства оружия с целью завоевания всего мира. А социализм — это демократия, перерождающаяся в бюрократию.

      Англичане проголосовали, в конечном итоге, против социализма."

       

      Поддержали: unknown , Дмитрий Виннер, Maija Vainst
      • Андрей Алексеев
        Латвия

        №20 Андрей Алексеев

        01.07.2016

        16:35

        Согласен - только не социалисты, а коммунисты. Финансовые коммунисты. В СССР правда тоже был Госбанк по типу ЕЦБ-ФРС, но коммунисты в СССР порционно кормили народ. Потребности и запросы тогда у населения были не большие. И госбанк СССР справлялся. Причем не согласен с Латыниной что это был военный коммунизм - народу до 80-х годов отваливали не хило в сравнении с теме же американцами, англичанами или французами советский народ от госбанка получал больше. А вот теперь, после 2008 года коммунизм пришел и в ФРС и в ЕЦБ. Английский народ понял, что все эти бесплатные коммунистические подачки от госбанков не есть хорошо и проголосовали за классический капитализм, который был в США в начале века и в Латвии в 90-х годах. Фактически сейчас мы видим попытку свержения финансового капитализма и возвращения к классическим истокам капитализма.
      • Александр Кузьмин
        Латвия

        №21 Александр Кузьмин

        01.07.2016

        18:23

            А был ли мальчик (социализм)? Почему никто не задумывается почему именно Англия решила первой покинуть ЕС. Англичане имперская нация с многовековой историей государственности и вытравить это из сознания народа не может никакая толерантность. Отсюда и болезненное восприятие любых попыток ограничить их суверенность. Почему как им жить  должна указывать из полунищей страны какая неизвестная Вайдере Калниете или сбежавший от ответственности Домбровскис. И в Латвии наверно многим претит такое положение вещей, когда как мне жить должна решать какая то тетя из Румынии или дядя из Болгарии. Я мамалыгу терпеть не могу а у них это деликатес! .И терпеть не могу сливовицу (ракию)от которой башка разваливается а болгарам нравится.
          Англия из-за своей имперской сущности отрыгнула все это первой. 
  • Владимир Копылков
    Латвия

    №23 Владимир Копылков

    01.07.2016

    18:57

    Сравнивать разрушение СССР и масонской гейропии, можно, но только, если понимать причины, объединяющие эти 2 разных фактора:
    СССР, как продолжатель дела развития (славянской и русской) Руси, за более, чем 1 тыс.лет, с 890 года н.э, и до 2025...

    с 1989 до 2025 - это 4-ый, заключительный период развития 4-ой России, который можно сравнить с периодом правления Екатерины Великой

    а вот разрушение гейропии, через решение Совета старейшин масонов, о выходе Англии, и именно 24 июня 2016, произошло через осознание финансовой англосакской элитой свой роли мирового жандарма народов на планете и это решение обречено на провал!

    Как делаются оранжевые революции?

     
    Масонский выбор и формальный раскол англосакских элит

     
    Причина бегства англосаксонской масонской Англии из гейропейского союза

  • Andrey Veliks
    Латвия

    №32 Andrey Veliks

    01.07.2016

    21:10

    скандал с "девочкой Лизой" и реакцией на него ЕС и Германия показали, что они ментально равноценны поздней элите СССР. ТЕ же мотивы, те же рефлексы и та же логика поведения.

    Брексит лишь подтвердил данный факт. С одной стороны шок и неготовность, с другой злоба и желание поставить на место, с третьей реакция жителей ВБ на мигрантов , плюс , как выясняется,  мало кто понимает как вообще что функциклирует в ЕС (как и в позднем СССР).

    Отсюда можно смело прогнозить , что и далее все пойдет по модели СССР. С тем же концом по тому же месту.
    Аминь.

    з.ы. Австрия тут как раз ЖЫРНО поднабросила с пересчетом и перевыборами. Самое время :)
  • Евгений Лурье
    Латвия

    №33 Евгений Лурье

    01.07.2016

    21:47

    Что общего между развалом СССР и Брекзитом?

    Ничего. А в остальном все правильно.
    Поддержали: Инна Дукальская, Илья Нелов (из Тель-Авива), Aisek Brombergs, unknown , Marija Iltiņa
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Отец-основатель

КОНЕЦ ЭПОХИ «ЗАСТОЯ»…

C Днём Советской милиции

Antons Klindzans
Германия

Antons Klindzans

Развязывание войн как смысл жизни

Ничего личного, просто...

Андрей Красный
Латвия

Андрей Красный

Великая Октябрьская социалистическая революция

105-ая годовщина

Сергей Рижский
Латвия

Сергей Рижский

Вы русский?

Тогда мы идем к вам

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ

А войну начали прозападные русофобы, уничтожающие всё русское в стране. Россия долго терпела, но была вынуждена вмешаться. Так что теперь утритесь - ваша карта бита.

ВКЛЮЧАЕШЬ ЛАТВИЙСКИЕ НОВОСТИ: РУССКИЕ ШПИОНЫ ВЕЗДЕ

Элла, ну какая ж Вы разведчица?! Не бывать Вам второй - Мата Хари!Если мы - на площадке - как минимум, - союзного государства!А вот шпиёны - с крепким телом, как раз те, кто способ

МЫ, РАДИОИНЖЕНЕРЫ...

Вечная Память и Земля Ему - пухом!Расул ГамзатовЖуравлиПеревод Наума ГребневаМне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А преврат

ЗНАНИЕ СТОИТ ДЕНЕГ

Законы МёрфиВсё не так легко, как кажется.Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете.Из всех неприятностей произойдёт именно та, ущерб от которой больше.Если четыре причи

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ОЛИГАРХОМ В СССР

Какие "людишки"? Вы даром доллары получаете?

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.