КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
20.01.2019


Василий Малашенков
Журналист
Белорусская Одесса
Путешествие на родину пролетарского зефира

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Александр Кузьмин,
Maija Vainst,
Janis Veldre,
Марк Козыренко,
Александр Владимирович Ильин,
Леонид Радченко,
Владимир Иванов,
Сергей Радченко,
Юрий Васильевич Мартинович,
Ярослав Александрович Русаков,
Борис Мельников,
Иван Киплинг,
Юрий Анатольевич Тарасевич,
Сергей Борисович Алексахин
Есть такой затёртый интернет-мем «В Бобруйск, животное!». Как он появился, неважно. Важно, что к реальному Бобруйску это отношения не имеет. Это один из самых населённых белорусских городов. Считается, что это как бы неофициальная еврейская столица Беларуси, хотя в черте оседлости были и другие не менее известные города с большими еврейскими диаспорами: Пинск, Витебск, Слоним… Да и Минск, наконец. Но всё же одну из самых больших порций еврейского колорита в Беларуси сохранил именно Бобруйск.
Многие бобруйчане считают, что Одесса вышла из Бобруйска, возможно, это правда — ведь Бобруйск таки очень интересный город.
Военный характер
C 1810 года, когда в Бобруйске построили крепость, город принял не только еврейский, но и военный характер. До сих пор здесь есть район, который называют Киселевичи. В советские времена это была закрытая зона. После Великой Отечественной и до 1990-х в городе стояли танкисты, вертолётчики, мотострелки, а за городом были шахты с ядерным оружием. Сейчас это просто следы былой эпохи. Без ракет.
А во времена противостояния больших держав, США и СССР, Бобруйск был отмечен на карте не потому, что тут живут весёлые люди, а потому что тут ядерное оружие. ЦРУ и другие подобные органы очень любили добывать схемы здешних объектов. Например, военного аэродрома.

Рассекреченная схема военного аэродрома под Бобруйском из архива ЦРУ. Была составлена примерно в 1950 году.
Но, как уже говорилось, есть тут военные достопримечательности и подревнее аэродрома. Это та самая крепость, построенная в 1810-м. Сейчас она, правда, полуразрушенная. Но пока ещё есть. В 1812 году она сыграла важную роль в Отечественной войне. Была важным опорным пунктом на пути наполеоновских войск на южном фланге.
«Удачный выбор места, где построен Бобруйск, оказал в Отечественную войну большую, неоценимую услугу. Ни одна крепость России никогда не была такой полезной, как Бобруйск в 1812 году», — писал русский историк XIX века Михайловский-Данилевский.

Бобруйская крепость в XIX веке. Фото: Википедия
Развалины выглядят очень красиво, их стоит увидеть.

Бобруйская крепость, октябрь 2018 года. Фото из личного архива автора
Рядом с развалинами крепости стоит ледовая «Бобруйск-арена», где проходят хоккейные матчи, а на поле рядом с ней — рок-фестивали. Кстати, с русским роком у Бобруйска связь особенная, но об этом позже.

Ледовая арена похожа на летающую тарелку. Октябрь 2018 года. Фото из личного архива автора
Адольф Исакович
До войны в городе жило очень много евреев. Многие из них называли сыновей именем Адольф. Ничего необычного в этом не было. Жил в Бобруйске человек немалой силы Адольф Исакович. Знатоки местной истории рассказывают, что он победил в цирке силача-гастролёра. Тот был чемпионом Европы по борьбе. Титул перешёл к Адольфу Исаковичу. Это было на заре советской власти. И раз в Бобруйске появился свой чемпион Европы, то его решили избрать депутатом в местный совет.
А жил он на Социалке. Дело в том, что главным местом притяжения в старом Бобруйске, да и в новом, всегда была улица Социалистическая, которую тут называют Социалкой. Это, если хотите, местный Арбат, Бродвей. В общем, улица для прогулок. У евреев была такая традиция — надевать хороший костюм и гулять по Социалке. Сегодня на улице есть различные кафе и интересный памятник бобра в костюме, напоминающий о тех традициях.

Бобёр в костюме на Социалке. Фото из Википедии
Адольф Исакович проживал на этой самой Социалке. В конце 30-х, как говорят всё те же знатоки местной истории, за ним пришли четыре сотрудника НКВД. Он их выкинул в окно, а сам сбежал. Долгое время о нём ничего не было известно, но когда в прессе стали появляться истории о волосатом «снежном человеке», то некоторые бобруйчане стали говорить: «Так это ж наш Адольф Исакович. Тоже был огромный и волосатый».
Другой интересный исторический персонаж — купчиха Кацнельсон. Она жила в городе в начале XX века. Как-то, путешествуя по Прибалтике, присмотрела себе один дом. Как гласит легенда, купила и привезла его в Бобруйск по частям. Это вполне возможно — Кацнельсон торговала лесом, и её имя было известно даже в Англии. Рекомендуем посмотреть этот дом всем ценителям настоящей архитектуры. Он находится на улице Интернациональной. Дом построен в стиле модерн. Кроме жилища Кацнельсон, здесь был офис местного революционного комитета (в 1918 году). Располагалась там долгое время и библиотека. А по состоянию на осень 2018-го здание временно пустовало.

Дом Кацнельсон. Фото из личного архива автора
Находится зелёный дом рядом с ещё одним интересным объектом — училищем олимпийского резерва. Раньше в этом здании был ДК, в котором зародилась и давала первый концерт группа Би-2. Да-да, она родом не из Питера, а из Бобруйска. И да, Лёва и Шура таки успели пожить в Израиле.

Тот самый бывший ДК, где теперь училище олимпийского резерва. Фото из личного архива автора
Кино и книги
Другой выходец из Бобруйска — Эфраим Севела. Когда-то был очень известен как кинорежиссёр, но потом его имя убрали с афиш, ведь в советские времена он боролся за право евреев выезжать в Израиль. В 1971 году, после того как он пытался «оккупировать» приёмную Президиума Верховного Совета СССР, его выслали из страны, и он попал-таки в Израиль с 24 своими единомышленниками.

Памятник Эфраиму Севеле возле кинотеатра «Товарищ». Это совсем недалеко от дома Кацнельсон. Фото из личного архива автора
Кстати, Севела потом всё-таки вернулся в бывший СССР. Жил в Москве, где умер в 2010 году. Он не только снимал кино, но и писал книги. Конечно, в текстах вспоминал и Бобруйск.
В самом начале нашего текста упомянуто, что Бобруйск фигурирует и в знаменитой книге Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Помните, там описывается съезд «детей лейтенанта Шмидта», и Паниковский пытается присвоить себе всю Среднерусскую возвышенность?
«— Как? Всю возвышенность? — заявил Балаганов. — А не дать ли тебе ещё Мелитополь в придачу? Или Бобруйск?
При слове "Бобруйск" собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом».
В честь этого литературного комплимента возле восстановленной старинной водонапорной башни в Бобруйске поставили памятник Шуре Балаганову. Это на углу улиц Пушкина и Пролетарской.

Шура Балаганов. В руках та самая тарелочка с голубой каёмочкой.

Та самая водонапорная башня. Фото из личного архива автора

У памятника Шуре стоят вот такие указатели. Среди прочих городов и весей видимы Минск и Плещеницы. Это не случайное соседство. Есть такая белорусская присказка: «В Беларуси три столицы: Минск, Бобруйск и Плещеницы». Плещеницы — это небольшой посёлок в Минской области со своей богатой историей.
Церковные памятники
Несмотря на то что Бобруйск — это вроде как город с еврейским имиджем, здесь немало христианских храмов. Пожалуй, уникальный объект, который вобрал в себя сразу несколько эпох, — это Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во времена СССР его догадались встроить в здание завода. Часть его архитектурной композиции сегодня скрыта. Костёл находится по адресу: Октябрьская, 121. Советую посмотреть на него всем ценителям готики и извращённой эстетики. Посмотрите на фото. Сами всё поймёте.

Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Кроме того, в городе есть Свято-Никольский собор, построенный в ретроспективно-русском стиле в конце XIX века. Во время отступления Красной армии в 1922 году (было противостояние с Польшей) из храма забрали ценностей на 2,5 тыс. золотых рублей (это примерно 80 тыс. долларов по сегодняшним меркам).
Во время Великой Отечественной войны церковь открылась вновь и действовала до 1964-го. В то время все предметы культа отдали общине, а здание забрали снова и переделали под плавательный бассейн.
В 2003 году храм отдали православной церкви. В 2007-м его освятил митрополит Филарет, тогдашний предстоятель БПЦ. Сегодня храм ждёт всех поклонников русской архитектуры и паломников по адресу: Советская, 76. Кстати, в его восстановление (перестройку обратно из бассейна в храм) вложили средства не только известные белорусские бизнесмены, но и российский олигарх Гуцериев.

Свято-Никольский собор. Фото из личного архива автора
В шоколаде
В самом начале упомянуто, что Бобруйск — это ещё и родина пролетарского зефира. Именно в этом городе делают знаменитый белорусский зефир под маркой «Красный пищевик». У этого бренда большая сеть магазинов по всей Беларуси. Продаётся он и в других странах, например, в Израиле и России. Примерно 62–63 % акций кондитерской компании находятся в руках государства, то есть это почти госпредприятие.

Здесь рождается пролетарский зефир. Фото: сайт ОАО «Красный пищевик»
«Красный пищевик» считается старейшим предприятием кондитерской отрасли Беларуси. Начиналось оно, конечно, с небольшой еврейской фирмочки. В 1870 году это был дрожжевой заводик купца Хонона Райцина. Сначала там было всего лишь три работника.
Фирма несколько раз меняла владельцев. Ими были в основном евреи. После революции, естественно, производство было национализировано. Некоторое время завод не работал, но всё же возродился к 1924 году. Затем, в 1929-м, на его базе сделали фабрику «Красный пищевик». Начали производить мармелад. Зефир освоили примерно за шесть лет до войны с Гитлером.
Сейчас компания активно развивается. Делают даже зефир с мацой. Недавно открылся мармеладный завод-филиал в белорусском городке Славгород.
Как попасть в Бобруйск
Если вы решили-таки посетить этот славный город, то из Минска туда можно доехать поездом. Но, выбирая этот вариант, помните: поезда комфортные и ходят быстро, однако часто это неудобно по времени прибытия/отправления. Более удобный вариант — автомобиль. Время в пути — не больше двух часов из любого областного центра Беларуси или из Минска. Можно приехать и автобусом (маршруткой).
Чтобы посмотреть город, в принципе, хватит одного-двух дней. Можно остаться и подольше. Мы же не обо всех достопримечательностях вам рассказали. Должна быть какая-то загадка. Намекнём, что стоит поискать старинное пожарное депо, бьющие только в 7:40 часы, несколько синагог, гарнизонную церковь святого Георгия. Всё. Остальное загадка.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Мечислав Юркевич
Программист
ВКЛЮЧАЕШЬ ЛАТВИЙСКИЕ НОВОСТИ: РУССКИЕ ШПИОНЫ ВЕЗДЕ
О чем вещает пресса


Юрий Алексеев
Отец-основатель
БЕЛАРУСЬ ВТОРАЯ ПО КРИМИНАЛЬНОСТИ СТРАНА ЕВРОПЫ?
Сравнили безопасность на улицах


Юрий Алексеев
Отец-основатель
БЕЛОРУССКИЙ БЕЗВИЗ
И Россия без пьяных медведей с балалайками напугали Прибалтику


Алексей Стефанов
В БЕЛАРУСЬ СБЕЖАЛ ЕЩЕ ОДИН ЛАТВИЕЦ
Из Латвии в Беларусь сбежал ещё один латвиец.
Вопросы Василию Малашенкову
Комментарии
№1 Сергей Радченко
20.01.2019
08:02
О да!!!1Бобруйск славный город.Там до сих пор ищут в реке клад Наполеона.А на базаре торгуют с весами советских времен.И даже немного пытаются обсчитать в кафе.Славный город!
№2 Владимир Иванов
20.01.2019
10:01
"Красный пищевик". Названице еще то.
№8 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
14:11
Красная площадь , девица Вам с поддержантами годятся , а пищевик - нет ? Красный - значит красивый ! :-((
№12 Владимир Иванов
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
20.01.2019
15:42
№11
Это Вам.
№13 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
15:49
А ЭТО - Вам Отсутствие чувства юмора – это диагноз | Информационное агентство "Грозный-Информ"
№16 Владимир Иванов
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
20.01.2019
16:18
Грозный — это карашо.
Заводской районный суд Грозного удовлетворил иск чеченской прокуратуры к ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» и постановил списать долги с населения за газ на 9 млрд руб.
Соответствующее сообщение размещено на сайте республиканского надзорного ведомства.
==
Регионы офигивают.
В какой-нибудь нищей Вологде это прекрасно понимают. И платят, иногда — из последних сил. Во-первых — чужим пользоваться задаром некрасиво, во-вторых — газ просто тупо отключат, причем, очень быстро. На этом всегда базировалось гражданское самосознание — совесть и кнут.
№17 Марк Козыренко
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
16:43
Довыпендриваются.
№18 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
16:56
В купе с Вашими домочадцами скорблю об отсутствии у Вас чувства , отличающего человека от растения .
№19 Марк Израилевич Дебош
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
17:05
отсюда пойдёт государство российское - от справедливого суда. а нет так кирдык, раньше, - меньше мучаться.
№11 Владимир Иванов
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
15:16
Мне кажется, что в России даже современным предприятиям дают советские кондовые название. От жути этих названий веет многолетним опытом. Мебельная фабрика "8-го марта" тому пример.
Но и церковь не отстает. Иду по центру, стоит церковь "Церковь Зачатия Анны, что в Углу". Лучше названия придумать не могли.
Мне кажется, социализм возвращается. У власти сейчас те, у кого лучшее время жизни (детство-юность) прошло при Союзе (не горбачевском). Знакомый работает в банке особо приближенном к Кремлю. Компьютерщики - мужики лет... 50-и, выпивают, даже дерутся. От таких новостей руководство, думаю, умиляется.
Такое все низко-эффективное, комфортное для сотрудников.
№14 Марк Козыренко
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
15:52
Социализм так просто не вернётся. Это же опять всю полностью экономику перестраивать надо.
№15 Владимир Иванов
→ Марк Козыренко,
20.01.2019
16:03
Можно сделать в отдельно взятых фирмах. Как, например, РЖД. Идут деньги сплошным ровным потоком. Руководство раздуто до максимума. все думают, как "своего" засунуть. А рядовой персонал не работает, а организованно борется с проверками, выставляет свои "посты". Над рядовым персоналом "сержанты". Руководители, которые недавно работали теми же рядовыми сотрудниками. Поэтому никому даже замечания сделать не могут. Типо:
- Ты пьян!
- А ты пару лет назад здесь, на этом же месте работал и к своей бабе на 3 часа ночью бегал. И еще мне замечания делаешь, сволочь!
Зато на бумаге все ровно. За этот участок "отвечают" те, за другое - те. Никто ничего не делает, все ржут и составляют отчетность.
Зато работать — одно удовольствие. Руководители — пожилые мужики в потертых костюмах +очки. Никто не ругает. Все думают, как отмазать и премию выписать. При этом линейный персонал делает по минимуму. Чтоб критически не перелениться, но коряво, на "3-" сделать.
№27 Марк Козыренко
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
20:37
В отдельно взятых фирмах - это не социализм, а его пародия. Я бы даже сказал - уродливая пародия. Возможно - уродующая принцип. Социализм возможен только в рамках системы страны, всё остальное просто, ИМХО, пародия, провоцирующая массы на неподобающие понимания...
№20 Марк Израилевич Дебош
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
17:12
Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву. нет бы что покрасивше придумать - но соцреализм для русских важнее пудры с дикалоном
№22 Владимир Иванов
→ Марк Израилевич Дебош,
20.01.2019
18:22
Представьте. Храм в честь зачатия (полового акта) Владимира Иванова. Жуть.
№24 Марк Израилевич Дебош
→ Владимир Иванов,
20.01.2019
18:49
жуть не жуть, но аборт наверное был бы лучшим выбором
№38 Сергей Борисович Алексахин
→ Марк Израилевич Дебош,
22.01.2019
11:43
Марк Израилевич, а кто Вам сказал, что это придумали русские? Это же неофициальная еврейская столица Беларуси)
№42 Марк Израилевич Дебош
→ Сергей Борисович Алексахин,
22.01.2019
14:29
а ладно, - не надо путаться. вообще-то столица это где сидит главный, а он сидит в Москве или в Тельавиве, в точности не знаю. но на территории "СНГ" Великий Раввин всея Руси и всего прочего сидит в Москве. я по телевизору видел. точнее в сети, - он еще Путину внушение како-то делал. а моя реплика относится к тому как русские именуют - "Церковь Зачатия Анны, что в Углу". Лучше названия придумать не могли (с) 8(. - еврейцы придумали бы название покрасивше. это русские назвали так. согласен что для европейца звучит не очень. я это и подтвердил вторым примером
№41 Иван Киплинг
→ Владимир Иванов,
22.01.2019
12:01
Церковь Зачатия Анны получила свое название лет 700 назад и, таким образом, никакого отношения к социализму не имеет. Само понятие "зачатие Анны" в религиозной традиции считается одним из чудес, предшествовавших рождению Марии, а затем и (кстати, в результате непорочного зачатия же) Христа.
№3 Борис Мельников
20.01.2019
10:19
Интересно. Костел с заводом - это шедевр.
Честно. Хочу в Бобруйск ).
№9 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Борис Мельников,
20.01.2019
14:14
Казино с тюрьмой и бар с моргом . :-((
№4 Janis Veldre
20.01.2019
12:19
А ещё гарнизонную гауптвахту, тоже весьма странное место, я там сидел.
№6 Сергей Радченко
→ Janis Veldre,
20.01.2019
13:14
Легендарное наверное место))) впрочем как и всякая гаупвахта.
№7 Борис Мельников
→ Сергей Радченко,
20.01.2019
13:38
У нас в части на губе на одной стене было нарисовано окно, на другой стене - телевизор.
№10 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Сергей Радченко,
20.01.2019
14:24
В Риге , гарнизонка вообще находилась в тюрьме 19века в центре города , с сохранившимся антуражем и запахом . Разве только электричество . И легендарный комендант - капитан Маркевич . Который , отвешивая "ДП" - прибавку к сроку , показывая два пальца , спрашивал грешника - Сколько ? На робкое - Два ... ? ехидно отвечал- Пять !
№23 Janis Veldre
→ Сергей Радченко,
20.01.2019
18:48
Старинное допотопное место с ядрами в стенах и металлической "сеткой" по стенам, похоже на микро костёл. В башне лестница.
№21 Юрий Васильевич Мартинович
→ Janis Veldre,
20.01.2019
17:22
2.3. Уважать собеседников. Переход на личности, оскорбления, угрозы в нашем клубе недопустимы.
№26 Maija Vainst
→ Юрий Васильевич Мартинович,
20.01.2019
20:09
Ну вот зачем Вы человеку нахамили ни стого,ни с сего?Янис никогда в клубе никого не обидел,поделился воспоминанием.Я понимаю,что скучно,но все же...
№5 Юрий Васильевич Мартинович
20.01.2019
12:55
Спасибо Василию за Бобруйск, знаю с детства. Это Родина моего отца. Был грязный, одноэтажный, провинциальный городок. Помню у вокзала всегда было много инвалидов войны. Отец говорил, что до войны там проживало 78% евреев, отсюда и называли город еврейской столицей. Я тогда в парке на скамейке первый раз увидел человека, который читал книгу с какими то иероглифами и справа налево, я удивился и спросил отца, а что это за язык? Получил исчерпывающий ответ. У этого города была одна особенность, два вокзала, станция Березина и станция Бобруйск, но поезда дальнего следования останавливались на обоих. Именно там Наполеон потерял больше половины своей армии при форсировании Березины. Именно из Бобруйска уходили на фронт мой отец и дед, и еще 8 родственников, вернулся с войны только отец, могилы остальных разбросаны по всей Восточной Пруссии. За Советское время Бобруйск изменился до неузнаваемости, очень вырос и стал индустриальным центром.
№25 Александр Кузьмин
→ Юрий Васильевич Мартинович,
20.01.2019
19:26
Как мне рассказывали белорусские друзья и родственники в советские времена рейсового пассажирского автобуса Минск-Москва не было а Бобруйск-Москва был. Вот такой интересный факт!
№35 Сергей Борисович Алексахин
→ Александр Кузьмин,
22.01.2019
05:50
Я родился в этом городе. Прожил там с родителями до 5 лет. Но этот автобус прекрасно помню. Даже ездил с родителями до Москвы. Это по-моему был Икарус из моделей 60-х.
№36 Сергей Борисович Алексахин
→ Александр Кузьмин,
22.01.2019
05:52
Именно такой
№40 Сергей Борисович Алексахин
→ Юрий Васильевич Мартинович,
22.01.2019
11:56
Пять причин посетить Бобруйск
№28 unknown
21.01.2019
11:02
Каждая эпоха оставила на Бобруйске свой след. Эпоха Лукашенки - бобра, Шуру Балаганова и нечто в стиле НЛО. Полный визуальный трэш и идейная пустота.
№29 Александр Владимирович Ильин
→ unknown ,
21.01.2019
16:08
Уваж.Георгий,не истину,а приемлемую ценность находим в сравнении ценностей.Как-то так крылатая фраза звучит,что среди деревьев леса не увидеть, и картина вблизи мазня красками,а отойди... и можно увидеть...а можно и нет,как лес,так и то,что хотел отразить,выделить художник. Для этого нужны разного уровня знания и умение применять знание.
Беларусь и политику,как внешнюю,так и внутреннюю Президента А.Лукашенко, по-любому, следует сравнивать с соседними странами,т.е. страны Прибалтики,Украина,Польша и Россия и с властными структурами этих стран. И если имеются знания в политологии и экономике, на любом уровне, плюс к этому возможность иметь некие общие социологические данные по всем странам, то если исходить не из неких групповых интересов,а в интересах политических наций(народов) этих стран,то Беларусь,имхо,в проводимой внешней и внутренней социальной (на гос.уровне) политике в наибольшей степени отражает интересы всего народа. Поэтому Бобруйск, как был так и остался Бобруйском,чуток приоделся внешним лоском под ветерок времени,а в Латвии,многие городки республиканского уровня-статуса Бобруйска,ох и скукожились...им бы выжить...хоть "посёлком городского типа"((
№30 unknown
→ Александр Владимирович Ильин,
21.01.2019
18:47
В огороде бузина. Я про визуальную и идейную стороны, а не про поселки городского типа в Латвии.
№31 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ unknown ,
21.01.2019
19:01
Вам и говорят о ==про визуальную и идейную стороны==бывших городов Латвии , в отличие от Бобруйска .
№32 unknown
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
22.01.2019
00:13
А каким боком Латвия к Бобруйску?
№33 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ unknown ,
22.01.2019
00:31
А Вы не обратили внимание , что у вас в Клубе на 90% увеличилось народу ? В летаргии находитесь ? Уже 2 месяца , как латвийская ветка Клуба , закрытая Полицией Безопасности Латвии переехала на на белорусскую .
Или здесь всегда раньше было по 300 реплик из Латвии . Вы хоть на фото корреспондентов поглядываете ? А на них , в кружочках , символ страны .
№34 unknown
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
22.01.2019
02:18
И при чем всё это к моей реплике о визуальном трэше эпохи Л? По-моему это определение адекватности: понять сказанное и ответить в тему, а не что попало о наболевшем.
№37 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ unknown ,
22.01.2019
10:08
Если хотите "в тему" , сообщаю , что при разговоре о культуре , принципиально не понимаю разные "треши" , "дискурсы" и прочую , простите, для русской культуры хрень .
Это об адекватности . Если разберётесь с этим , продолжу беседу с удовольствием .
№43 unknown
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
22.01.2019
14:33
В русском языке нету точных аналогов этих слов, как и словам компьютер, интернет. Культура, наука и технологии, понимаете ли, более продвинутые поэтому генерируют новые слова, которые на русский даже адекватно перевести не успевают. Приходится заимствовать без перевода. Такой вот хайп.
№45 Марк Израилевич Дебош
→ unknown ,
22.01.2019
14:37
интирестно. а в английском аналоги русских слов есть, - вычислитель - компьютер, сеть, - интернет
№49 Леонид Радченко
→ Марк Израилевич Дебош,
22.01.2019
15:27
Примечательно, что русские слова вычислитель, сеть и др. и на самом деле русские, ну во всяком случае славянские. А что касается якобы английских слов компьютер и интернет, то первое из них -искажённое латинское слово computor или computator, что значит вычислитель, а второе состоит из латинского элемента inter (что значит между) и - наконец-то - элемента германского, в том числе древнеанглийского происхождения net, что значит сеть, паутина и т.п.
№52 Марк Израилевич Дебош
→ Леонид Радченко,
22.01.2019
15:36
а net, сети, тоже русское слово. просто никто сейчас не говорит тенета
а вообще я за расширение базы русского языка. та же эвм уже на ранней стадии перестала быть эвм - стала компьютером.
№56 Леонид Радченко
→ Марк Израилевич Дебош,
23.01.2019
06:35
И вовсе не на ранней стадии (такой стадией можно считать 1950-е), а при Горбачёве (вторая половина 1980-х), когда стали привозить из-за бугра персональные ЭВМ. Они и стали "компьютерами".
№59 Марк Израилевич Дебош
→ Леонид Радченко,
23.01.2019
11:56
я не о том. компьютеры уже занимаются не только вычислением-умножением-делением. это еще и всякая мультимедия, связь, и т.д.
№47 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ unknown ,
22.01.2019
15:02
Если Вы покажете , что такое уж новое изобрели наука , технологии и , тем более - культура , для чего есть только англицизмы , и нет определения по русски - я Вам поверю .
А вот в стремлении "говорить продвинутым языком" , желание показать себя "новым человеком" , "идущим в ногу" с веком (а на самом деле - лингвинистическим хромцом) - я уверен .
Такой вот мейнстрим .
№50 unknown
→ Юрий Анатольевич Тарасевич,
22.01.2019
15:27
Есть такой мем про вращающийся вокруг солнца сервиз. Докажи мне, что этот не так и еще расскажи, что там изобрела мировая наука, чего в Воронеже издревле не было:)
№51 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ unknown ,
22.01.2019
15:35
А чего доказывать-то . ИМХО - Клуб особых мнений . Так почему у "особенных"(как теперь модно говорить)людей не может быть "особых" мнений ? Вот мы их и выслушиваем .
И даже не ругаемся .
№39 Сергей Борисович Алексахин
→ unknown ,
22.01.2019
11:47
Не только Латвия, но и Литва, если вы внимательны. И ничего в этом предосудительного не вижу. Многие из нас из Союза, а, значит, некоторые соприкасались с этим городом. И у них есть свои воспоминания и чувства.
№44 unknown
→ Сергей Борисович Алексахин,
22.01.2019
14:35
Вы хоть реплику мою читали или тоже про наболевшую бузину по клаве простучать зашли?
№46 Сергей Борисович Алексахин
→ unknown ,
22.01.2019
14:51
Чего так разнервничались? Ваша реплика, извините, не о чем)
№48 unknown
→ Сергей Борисович Алексахин,
22.01.2019
15:23
В Гондурасе отличная погода, а в Латвии идет дождь. Вроде в РБ психиатрия бесплатная:) может не запускайте, пока процесс не стал необратимым;)
№53 Сергей Борисович Алексахин
→ unknown ,
22.01.2019
19:53
Не приписывайте свои проблемы другим)
№54 Александр Владимирович Ильин
→ unknown ,
23.01.2019
02:29
Письмеца мне на почту,увы,не доходят,вот и припозднился с ответом...а тут, аж целая ветка))
И что же в ней? Вы читать видать умеете,да вот герменевтика в "идейную сторону"(с) хромает на обе ноги, а ежели "про визуальную", то окромя улыбки на злобствующее петросянство ничего. Перевожу. В моём комменте 29: Бобруйск живет и живёт в Беларуси не хуже,а может и чуток лучше чем прежде, да-да при Лукашеко, пусть и не всё как хотелось бы,да сравнивают с тем как другие городки живут при других правителях,которые хотите признать или нет,но оказались хуже Лукашенко,раз в их странах городки типа Бобруйска не живут,а выживают,а в качестве примера Латвия.
Каким боком к спичу,так спич о нынешнем Бобруйске. Стал бы таким Бобруйск если бы либералы были у власти в Беларуси,ведь у соседей Беларуси либералы у власти,поэтому и сравниваем с соседними странами. Учитесь понимать смысл текста, а не красоту предложений.))
Жаль,что Артём Бузинный повёлся на симпатии -антипатии,без понимания сути ветки комментов,т.е. в поддержкой Вас в 34 комменте, ведь один из самых головастых молодых белорусских спикеров.
№57 Юрий Анатольевич Тарасевич
→ Александр Владимирович Ильин,
23.01.2019
09:40
Попробуйте обратиться по поводу почты к Алексею Дзерманту по "прямой связи С Председателем" (справы , где графа "реплики") . Похоже , автоматом почта не работает , получилась "индивидуальная услуга" . Мне и Илтине помогло моментально .
№55 Ярослав Александрович Русаков
23.01.2019
02:35
Смотрю на ИМХО я, да думку гадаю...Рассудительные, умные, сарказм, остракизм...Все такие мы вумные, аж зубы ломит, как от колодезной или родниковой воды...
Что ни спич - то глобальные проблемы современности...
Пришел на ИМХО - в 2014 -после статьи Председателя - Юрия Георгиевича Алексеева - с его статьей "Помянем Украину...Да и..с нею", с веселенькой такой фотозарисовкой: "На эшафот - НЕ влезать, убьет"!
Человечество. и мы все - живем, потому что не разучились смеяться...Кроме серьезных тем - прошу, товарищи, давайте смеяться - как над внешними событиями, так и над собой самими...
"Серьезное и умное лицо - еще не признак ума...господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь"!
№58 Сергей Борисович Алексахин
→ Ярослав Александрович Русаков,
23.01.2019
09:41
Поддерживаю. Поэтому предлагаю один очень интересный материальчик как раз по теме, а именно о Бобруйске. Там есть над чем и посмеяться)
О сегодняшнем Бобруйске