МИР КИНО
20.12.2020


Юрий Янсон
Экономист
Баллада о матери

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Я разбираю сейчас архив отца: рукописи воспоминаний о прошедшей жизни, пожелтевшие справки, газетные вырезки… Детство в Москве, арест родителей, детприёмник в Свято-Даниловом монастыре, рыбинский детдом, работа киномехаником на передвижке, фронт… И вот один интересный эпизод из тех воспоминаний.
Рассказывает Эвалд Кириллович Янсон (текст оставлен без изменений и улучшений):
«Запомнился мне один любопытный случай из той далёкой юности.
Демонстрация фильма «Разгром немцев под Москвой» была обязательной для нас и строго контролировалась со стороны партийных органов, как важное средство патриотического подъёма народа в Отечественной войне. В конце августа 43-го года я, как обычно, передвигался на перекладных с этим фильмом по хозяйствам Брейтовского района, находящимся на левом берегу реки Сить, впадающей в Рыбинское водохранилище. После того, как я показал фильм в колхозе «Красная зорька», ко мне обратились ребята с запиской от бригадира из колхоза им.Жданова Тимонинского сельсовета, расположенного на правом берегу реки, с просьбой показать этот фильм у них. Для меня это означало отклонение от намеченного маршрута с трудностями форсирования хотя и неглубокой, но реки, и я отказался. Но после повторной и настоятельной просьбы самого председателя колхоза, переданной вторым гонцом, я согласился, т.к. в записке было сказано, что в фильме участвует их земляк, Николай Фролов. Это показалось мне убедительным аргументом и я согласился.
На реке Сить меня ждала лодка и подвода, чтобы добраться до артели им.Жданова. Встретил меня председатель, кажется, по фамилии Жуков. Он сказал, что фильм «Разгром немцев под Москвой» имеет для них особое значение. Их земляк Николай Фролов – кадровый военный, командир артиллерийской батареи, написал своей матери, живущей здесь, что если погибнет, то его можно будет увидеть в кино, посвященном московской битве, его на фронте снимал кинооператор. Поэтому он просит показать этот фильм у них в деревне.
Деревня показалась мне обычной для тех мест: ни клуба, ни нормального сарая, старенькие избы, мужиков почти нет, одни бабы и дети. Единственное более-менее пригодное помещение для демонстрации фильма – конюшня.
В проходе между стойлами укрепили экран, расставили скамейки, собрался народ со всей деревни. Как обычно, я начал демонстрацию фильма с рассказа об историческом значении московской битвы – первой нашей победы после многих неудач. Фильм документальный, шёл кадр за кадром, которые говорили сами за себя. И вдруг возгласы в зале, крики: Колька! Колька! Давай!!! Я вначале не сообразил, о ком речь. На экране всего лишь промелькнул командир артиллерийской батареи, который со взмахом руки командовал: Огонь! – и дальше шёл показ этой батареи, залпы огня в сторону немцев.Оказывается, командиром этой батареи и был Николай Фролов – их земляк. Все его узнали сразу.
Дальнейшие события по разгрому немцев под Москвой уже меньше интересовали публику, все присутствуюющие обсуждали именно это событие – залп артиллерийской батареи.
Фильм окончен. Возбуждённые зрители не утихают. Ко мне подошла старушка со слезами на глазах и с деньгами в руках, просит:
— Сынок, покажи ещё раз Коленьку.
— Успокойтесь, мать, сейчас покажу, вот только плёнку перемотать надо – отвечаю я.
Установил диски, перемотал плёнку, зарядил в аппарат, опять кручу ручку. Мелькают кадры наступления наших войск и вновь показ артиллерийской батареи. На переднем плане командир поднимает руку для команды «Огонь!» Зрительный заль ревёт: Колька! Давай! Бей их!! Бей их, гадов!!!
ГОЗовский аппарат позволяет на несколько секунд остановить движение плёнки, а значит и изображение на экране, что я мгновенно и делаю. На экране замирает командир батареи с поднятой рукой и раскрытым ртом… Публика бурлит неистово…
Долго плёнку под лучом света нельзя задерживать, может вспыхнуть… Прокручиваю эту часть дальше, до конца…
Опять подходит мать, просит: «Ещё раз покажи Коленьку». Я уже и не помню, сколько раз я перематывал плёнку и прокручивал эту часть. И каждый раз ревели женщины и кричали мужики и детвора. Ведь это был их земляк, их Колька, он громил немцев под Москвой…
На постой, т.е. на ночёвку меня пригласил к себе председатель колхоза. Пришла мать Николая Фролова с бутылкой самогона и закуской, и очень долго мы втроём сидели за столом, слушали рассказ матери о сыне Николае…
Проводили меня обратно через реку Сить, говорили благодарственные слова, напутствия.
И вот передо мной сохранившийся документ из далёкой моей юности, написанный от руки со штампом и печатью на обрезке бланка отчёта по трудодням (видимо, с бумагой у них было туговато):
Справка
Штамп. Дата 1 сент.1943 г.
Дана правлением к-за им.Жданова Тимонинского с/с киномеханику Янсон Э.К. в том, что колхоз объявляет большую благодарность за хорошую кинопостановку 30/VIII-43 г. «Разгром немцев под Москвой».
Председатель колхоза Жуков.
Просто, но трогательно.»
Эту историю я помню с самого детства, отец её неоднократно рассказывал. Поэтому песня Софии Ротару на стихи Андрея Дементьева «Баллада о матери» для меня окрашена ещё и очень личными красками.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


IMHO club
Палачи живут долго
Что Рижская киностудия рассказала о преступлениях карателей полицейских батальонов


Михаил Онуфириенко
Журналист, военный аналитик и обозреватель.
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗРЕШЕН
Только разделом Украины


Александр Ходаковский
Автор
ПОШЛИ НЕ ТЕМ ПУТЕМ
Десять лет назад


Анна Петрович
ФОЛКЛЕНДЫ: МАЛЕНЬКАЯ ЗЕМЛЯ – БОЛЬШИЕ СПОРЫ
Из-за чего весь сыр-бор?
Вопросы Юрию Янсону
Комментарии
№1 Леонид Соколов
20.12.2020
19:47
Трогательно.
№2 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
20.12.2020
19:55
Не то слово...
№3 Юрий Васильевич Мартинович
20.12.2020
21:36
Ай да Эвалд Кириллович, ай да киномеханик! Герой колхоза им. Жданова. В раз нашел землякам Николая Фролова, а матери сына! Надо же, шанс на миллион. Отклонился от маршрута и так здорово совпало. Не скрою, аж слезу прошибло. Спасибо Юрий и за батьку спасибо. Великолепно! Умеешь удивлять.
№5 Юрий Янсон
→ Юрий Васильевич Мартинович,
21.12.2020
08:40
Спасибо. Но он потому отклонился от маршрута, что его уговорили земляки этого артиллериста - они знали, что в фильме должен быть Колька Фролов.
Кстати, за демонстрацию этого фильма колхозники подарили ему три десятка яиц. А ему ещё на телеге трястись по жаре день, всё же испортится! Пришлось сразу варить и есть :)
То-то на призывной комиссии в ноябре врачи были приятно удивлены его здоровьем и внешним видом, сразу во флот определили, на торпедные катера. Но до флота он не доехал: когда повестка его отыскала в очередной глухой деревне на киносеансе, да пока добрался до военкомата, команда призывников уже уехала. Пришлось ему со следующей командой отправляться в пехоту.
№19 K F
→ Юрий Янсон,
22.12.2020
18:53
В Гороховецкие лагеря, в запасной полк Латышской дивизии?
№22 Юрий Янсон
→ K F,
23.12.2020
10:09
Под Вышний Волочёк Калининской обл. Потом - в Курземе, расковыривать котёл. Под Джуксте был ранен и для него война закончилась.
№25 Юрий Янсон
→ Юрий Янсон,
23.12.2020
13:25
Поправка: сначала в/ч п/п 85538 в г.Слободской Кировской обл., потом 359 ЗСП Латв.стр.бат-н, г.Вышний Волочёк, потом в 17-й Отдельный латышский запасной стрелковый батальон, где он почти год тренировал новобранцев, а потом уже в 125-й гв.стр.полк 43-й гв.стр.дивизии, базировались западнее г.Елгава.
№24 Юрий Янсон
→ K F,
23.12.2020
12:14
Полез сейчас в Гугл про Гороховецкие лагеря, сразу наткнулся на эту газету. Автор - Николай Фролов! Представляете, какое совпадение! :)
Много на Руси Николаев Фроловых.
№28 K F
→ Юрий Янсон,
24.12.2020
20:03
Это значит, что его в 43-ю дивизию перевели, когда 130-й корпус уже был сформирован и воевал в Латвии, а запасные части были переведены поближе к Латвии из Гороховецких лагерей в Вышний Волочек.
Если он тренировал новобранцев, то это значит, что наверняка был в контакте и с теми людьми, которые призывались с освобожденных территорий — в основном Латгалия, Видземе и Рижский уезд, а также с латышскими перебежчиками-легионерами, успешно прошедшими фильтрационные лагеря под Калинином. Интересно, пишет ли он что нибудь о таких "встречах" в мемуарах?
Интересное совпадение про Фролова. Да, был голод в 1942 году, но он был системный по всей стране. Вилис Лацис писал письма Микояну решить проблему и ее решили. Вообще, Латышский запасной полк в Гороховецких лагерях был уникален. Туда люди возвращались после ранений с фронта и была конкретная задача кого тренировать и куда посылать маршевые роты. Ну, и строили его с нуля сами солдаты — латвийские земледельцы, рабочие, плотники, кузнецы, столяры. Делали они это основательно и добротно. Я думаю после войны этот лагерь, где были латыши, еще долго использовали. Вообще эта латышская основательность, аккуратность и трудолюбие всегда вызывала восхищение у русских во время войны на фронте и в тылу.
№30 Юрий Янсон
→ K F,
28.12.2020
08:58
Нет, он ничего о таких встречах не пишет. Вообще, я заметил, что у него в описании противника в той войне в целом и Курляндском котле в частности присутствует только одно наименование - немцы. Нет для него никаких латышских легионеров. Противник - это немцы.
Что-то в этом есть. В войне не бывает полутонов, она контрастна: мы - они, наши - немцы. А кто ещё, если воюют в составе напавшей на нашу страну германской армии и за Великую Германию? Это после войны пусть историки разбираются, а на войне всё понятно - немцы. Даже если они румыны, итальянцы, испанцы или латыши.
№33 K F
→ Юрий Янсон,
20.01.2021
05:59
Ну да, немцы это такой коллективный враг. Это понятно.
Тут больше речь идет о новобранцах мобилизованных в 130 корпус среди коренного населения. Неужели никаких воспоминаний не оставил ваш отец по работе с новобранцами из Латвии?
№34 Юрий Янсон
→ K F,
20.01.2021
10:40
Увы, нет
№4 Сергей Радченко
21.12.2020
08:38
Вот ведь как кровавый Сталин над народом то измывался!!!!!!!!Кино заставлял в клубе смотреть!Сейчас,хвала Аллаху, на селе ни клубов,ни кина,ни медицины!... да и сами села вымирают...
№8 Александр Кузьмин
→ Сергей Радченко,
21.12.2020
09:27
Села вимирают-это естественный процесс. Сегодня для обеспечения собственного населения продовольствием не требуется столько работников на селе. Сегодня та же Россия и другие страны при сокращение сельского населения смогла обеспечить свою прдовольственную безопасность и при этом увеличить экспортный потенциал.
№10 Сергей Радченко
→ Александр Кузьмин,
21.12.2020
09:42
Согласен.Естественный...при КАПИТАЛИЗМЕ!Вымирание это вообще свойство капитализма -он убивает все.
№29 ҉Istorija latvii
→ Сергей Радченко,
26.12.2020
07:19
Вот ведь как кровавый Сталин над народом то измывался!
расстреливал по сталинским лагерям смерти невинных.
А детишек - прям людоед какой-то - в Сибирь отсылал - там они и подыхали.
Отец в лагере, мать в в Сибири.
А дети-то почему отправлялись на погибель?
"И начались трудные времена. Можно сказать, что трудные времена начались сразу же, как советская власть пришла в Латвию. Тут же все деньги, что были
в банке, отняли, фабрику отняли. Был у нас и дом, была большая дача в Авоты, все национализировали. Была и автомашина - все национализировали, нам больше ничего не принадлежало. У нас была восьмикомнатная квартира, перебрались в четырехкомнатную, взяли и еще одного человека, чтобы нас было больше, потому что боялись, что придут советские офицеры или советские солдаты. В свою школу мы ходить не могли. Учились мы в еврейской школе, учили иврит. Так продолжалось пять лет. В 1940 году иврит запретили, можно было учиться только на идиш. Или можно было ходить в школу, где обучение велось на русском или на латышском языке. Мы и пошли в общеобразовательную школу, в 18-ю. Когда нас увозили в Сибирь, везли сначала по железной дороге до Новосибирска. Приехали мы 11 июля. Там посадили на пароход и по Оби мы плыли три дня до Каргасока. Поселили в школе, где мы провели целый день. И оттуда на барже повезли нас по Васюгану, до реки, которая называется Нуролька, в колхоз «Боевик». В поселке насчитывалось, может быть, 20 домиков. Возник он только в 30-е годы, сюда свозили кулаков, живших на юге Сибири. Их, как они сами говорили, раскулачили и услали сюда на болото. Васюган - это болото. Их брали вместе с родителями, вместе с детьми. И они тут стали что-то строить. Это не были бараки и это не были дома, это были, как бы это сказать, по-русски говорят - хибары. "
Edeikins Jāzeps Jakoba d.,
dz. 1927,
lieta Nr. 16104,
izs. adr. Rīgas apr., Rīga, Kirova iela 18-4 ,
nometin. vieta Novosibirskas apg., Kargasokas raj.,
atbrīvoš. dat. 1956.10.23
Edeikins Jakobs Josela d., dz. 1890, lieta Nr. 16104, izs. adr. Rīgas apr., Rīga, Kirova iela 18-4
Едейкин Якоб Йоселович расстрелян в Усольлаге 9 4 1942 года страница 481 Aizvestie
№6 Александр Кузьмин
21.12.2020
08:57
По признанию Дементьева автора стихов лучшее исполнение этой песни было на "Голосе" В. Бирюковой. Таких историй во время войны было много на основе которых и было написана эта песня.
№7 Олег Озернов
21.12.2020
09:05
Не придумаешь такое. И кто герой здесь главный... Николай, мама его, отец Юрия, председатель колхоза? Народ, - главный герой, удивительный, многонациональный и великий русский народ, сломавший хребет сверхчеловеку животному.
Светлая память павшим. Спасибо, Юрий, за неё, от души благодарю!
№9 Борис Мельников
21.12.2020
09:41
Так что с ним дальше то стало? С Фроловым.
№11 Юрий Янсон
→ Борис Мельников,
21.12.2020
09:43
Не знаю. Для моего отца он только промелькнул на экране. Больше о нём мы ничего не знаем.
№12 Сергей Радченко
→ Борис Мельников,
21.12.2020
09:48
А на это автору воспоминаний было наплевать!Он же СВОИ подвиги описывал,а не СОВЕТСКОГО НАРОДА!
№13 unknown
→ Сергей Радченко,
21.12.2020
09:51
Совершенно неуместный комментарий.
имхо
№15 Сергей Радченко
→ unknown ,
21.12.2020
10:02
Вне сомнения! Нести боед о "многонациональном русском народе" победившим фашизм вместо СОВЕТСКОГО НАРОДА(см.комментарий 7) это уместно.А мой нет.Именно так!
№16 Иван Киплинг
→ Сергей Радченко,
21.12.2020
10:56
"...Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны..."
Тост, произнесенный т. Сталиным. Смысл в том, что где бы был советский народ без русского.
№17 Сергей Радченко
→ Иван Киплинг,
21.12.2020
11:12
Не спорю. А вот фраза "многонациональный русский народ" -это бред сивой кобылы с точки зрения грамматики,логики,философии и т.д. и т.п.
№20 K F
→ Иван Киплинг,
22.12.2020
21:53
Вообще, можно интерпретировать этот тост и как санкционирование Сталиным возрождения русского самосознания. Началось, конечно возрождение в 1930х, а после победы в войне руссоцентризм только укрепился.
№26 Юрий Янсон
→ Сергей Радченко,
23.12.2020
22:54
Оскорбительно и неумно. Я был о вас лучшего мнения. Так ошибаться в людях...
№14 Сергей Радченко
→ Борис Мельников,
21.12.2020
09:52
Какая точность в деталях!!!!!!!!!!!Сколько самогонки,яиц!!!!!!!!!!ЭТО ВАЖНО!!!!а что там потом с каким-то Фроловым случилось...эт автору было похер!
№21 Юрий Янсон
→ Сергей Радченко,
23.12.2020
10:00
Очень интересное замечание. Автор текста - мой отец. Значит, мой папа, в ту пору 18-летний, должен был послать запрос в Наркомат Обороны или лично товарищу Сталину: а как сложилась судьба командира артиллерийской батареи Николая Жукова, которого я увидел на экране фильма, когда показывал его в такой-то деревне? Там на экране, правда, много было показано людей, но мне они точно все похер, товарищ Сталин, а вот Колька Фролов, о котором я ещё вчера ничего не слышал и никогда уже не услышу - дело другое. Именно он из всей Красной Армии перепахал мою жизнь. Два года после битвы под Москвой прошло, я волнуюсь.
Ах нет, он это обязан был сделать после войны. Он же хоть и мелиоратором почти всю послевоенную жизнь проработал, но это же то же самое, что историк, правда? Он просто обязан был это сделать, иначе наплевать ему на память всех погибших в войне с плотины ДнепроГЭСа. И как это он смел не поинтересоваться судьбой Фролова! Вот именно он, а не председатель колхоза, не мать Николая... Ведь все фронтовые операторы только этим после войны и занимались, что судьбы запечатлённых на пленке выясняли. А уж киномеханикам - сам бог велел.
Если же этот плевок был в мой адрес, то разъясните мне, бестолковому, почему выяснение судьбы Фролова должно быть моей обязанностью, не меньшей, чем перепечатывание мемуаров моего отца? А не хотите сами заняться этим делом? Гугл открыт для всех. Или вам похер все погибшие в битве за Москву (если уж пошли такие логические выводы)?
Да, Сергей, как тут однажды говорилось, я восхищён вашим IQ. Хотя он мог быть и трёхзначным.
№23 Юрий Янсон
→ Юрий Янсон,
23.12.2020
12:06
Последние две фразы беру назад. Погорячился.
№31 Сергей Радченко
→ Юрий Янсон,
04.01.2021
10:46
Ваш батюшка,господин Янсон, мне ничего не должен.И Вы мне ничего не должны.И Я!!!!!!!Вам тоже ничего не должен.В том числе и воспринимать Ваш очерк так,как Вам хочется.Я воспринимаю его ТАК,как считаю нужным.Я воспринимаю его с позиции своей тещи н-р 15-ти летней партизанки,в то самое время,когда герой Вашего рассказа крутил кино по тылам,пускавшей под откос поезда в тылу врага.Или своего папы,8 летнего пацана,похоронившего умершего от голода братишку и бегущего на фронт мстить фашистам.В Вашем очерке я не увидел ни рассказа о матери и ее сыне,что ИМХО должно было быть.Ни восхищения их подвигом...а лишь рассказ об удачном дельце,выжавшем из благоприятной ситуации ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ!и справочку и самогон и яйца,которые слопал в одну харю ни с кем не делясь...в то время,как мой дед,умирая от голода оборонял Ленинград,делясь хлебом.Может все было не так,как ВЫ ЭТО ОПИСАЛИ!Но ВАШ РАССКАЗ,пронизанный антисоветчиной и презрением вызвал у меня ...отвращение.И я в Вас не ошибся)))
№32 unknown
→ Сергей Радченко,
04.01.2021
11:58
Всё белочка пришла.
№18 K F
22.12.2020
18:44
Ваш папа поднял на деревне целое "историческое движение". Фильм может и пропагандистский, горьковский соцреализм, но ведь герои-то настоящие — маленькие незаметные люди, такие как Колька, которые творят большую историю на глазах мамы.
№27 Ярослав Александрович Русаков
23.12.2020
23:24
Победителей - не судят! Victores non iudicantur!
Еще как судят! Проигравшие...Василия Коновалова - вспомним, Латвия?!
Юрий, огромное спасибо - за Ваш рассказ...
Еще раз - Вас, с наступающим...
Не могу удержаться - помню, люблю...
В.С.Высоцкий - "Баллада о Времени"
Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но… развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.Время подвиги эти не стёрло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло —
И оно свои тайны отдаст.Упадут сто замков, и спадут сто оков,
И сойдут сто потов с целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,
Потому что любовь —
это вечно любовь
Даже в будущем вашем далёком.
Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копьё поудобней легла,
Хорошо, если знаешь, откуда стрела,
Хуже, если по-подлому, из-за угла.
Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но… не правда ли, зло называется злом
Даже там — в добром будущем вашем?
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем,
Враг есть враг, и война
всё равно есть война,
И темница тесна,
и свобода одна —
И всегда на неё уповаем.
Время эти понятья не стёрло,
Нужно только поднять верхний пласт —
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина, —
И цена есть цена,
и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!